Бочарникова Юлия Юрьевна
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Роспись головного убора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русских народных костюмов. Расширять знания о русской народной культуре. Развивать умение узнавать русский народный орнамент по его элементам и цветам. Совершенствовать умение детей располагать орнамент в соответствии с композиционными правилами в различных формах (полосы, квадраты, ромбы). Развивать эстетические чувства и расширять творческую деятельность детей.
Темочки:
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
Дидактический материал: иллюстрации с изображением мужских и женских головных уборов. Шапочки, сделанные детьми на предыдущем занятии. Схема "Цвет". Гуашь, акварель, пастель, мелки, кисти.
Ход занятия.
Все вспоминают предыдущий урок, думают над заготовками и вспоминают названия шляп.
Обруч, ключница,сорока, кокошник, колпак, шапка, кепка, колпачок.
Работы народных мастеров радуют нас прекрасными цветовыми сочетаниями и чудесными рисунка мир астений, птиц и животных. Цветы, диковинные птицы,стройные и изящные ветви растений. А как красиво все они переплетаются в узорах (Есть иллюстрации мужских и женских головных уборов).Какие чудесные сочетания цветов!
- Кто научил мастеров украшать?
Их научила природа. Она видела это в лесах и садах. Посмотрите внимательно на эту веточку. (Рассматривается узор). Внимательно посмотрите, как расположены эти круги, какова форма линий. Ведь это изображение дерева. Только рисунок немного отличается и упрощен. Цветовые сочетания заимствованы у природы и предложены ею самой.
Без вышивки не было бы дома. Вышивка вознаграждает, прощает и исцеляет больных. ".-Эти слова говорили бабушки.
Каждый узор что-то рассказывает, оберегает, помогает и связывает мир земли и неба. Все, что не было вышито, не входило в дом. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Только вышитые предметы обладали магической силой, способной защитить дом и его хозяйку от беды.
Обратите внимание на то, где находится узор, какие цвета использует мастер и что он рисует. (Дети рассматривают иллюстрации).
-Какие цвета использовались при рисовании головного убора (желтый, красный, оранжевый ит. д. ?
-Почему. (Потому что это теплые, солнечные, светлые, радостные, яркие и праздничные цвета).
Отметьте основные вариации композиции украшения головного убора.
Полоса декора, в которой ритм повторяются одни и те же элементы.
Квадратные украшения, в которых ритм и повторяются части фигуры.
Симметричный декор.
Рассмотрите образец (пример).
Предложите каждому взять свой головной убор и начать его раскрашивать и украшать. Используйте палитру, чтобы смешать цвета и получить нужные оттенки. Учите правильные названия цветов. Используйте схему подсказку" Цвет". Используйте линии, чтобы сделать свои орнаменты интересными. Линии бывают прямые, сплошные, волнистые, зигзагообразные и прерывистые.
Когда работа закончена, дети танцуют под аккомпанемент русских народных танцев. Дети танцуют в головных уборах, которые они нарисовали на уроке.
Северные и южные женские костюмы отличаются деталями и декоративным оформлением. Главное отличие в том, что на севере преобладает сарафан, понева.
Основными частями женского национального костюма являются рубаха, передники ли занавеска, сарафан, понева, нагрудники шушпан.
Женские рубахи, как и мужские, были прямого покроя и с длинными рукавами. Белое полотно рубахи вышивалось красными узорами на груди,плечах, под рукавами и по подолу одежды.
Самой нарядной и богато украшенной частью женской одежды на севере и юге был передник (занавеска, закрывавший женскую фигуру спереди. Края передника украшались зубчиками, белыми или цветными кружевами, шелковой или шерстяной бахромой и оборками разной ширины.
Крестьянки на севере носили белую холщовую рубаху и фартук с сарафаном. Наиболее распространенными были сарафаны с центральным передним швом, отделанные узорчатыми лентами, мишурными кружевами и вертикально расположенными медными или оловянными пуговицами. Эти сарафаны имели усеченный конический силуэт с большой выпуклостью вниз (до 6метров, что стройнило фигуру.
В качестве украшений использовались жемчужные, бисерные, янтарные и коралловые ожерелья, подвески, бусы и серьги.
Женская обувь состояла из кожаных сапог, отделанных красным сукном или сафьяном, и лаптей с онучами или оболами.
-Молодцы. А теперь давайте приступим к работе. Давайте представим и нарисуем костюмы, которые носили наши прабабушки и прадедушки.
Этап работы:
В парах. Один ребенок ложится на большой лист бумаги, расстеленный на полу, а другой под руководством воспитателя рисует себя мелком. Затем дети меняются местами.
Они рисуют свою одежду в натуральную величину. На своих листах бумаги они" проецируют" свои костюмы, разложенные на полу.
Вырежьте ножницами силуэт костюма.
Нарисуйте костюм с учетом стиля русских народных узоров.
Дополнительные вопросы.
-Как русские женщины украшали свои праздничные костюмы? (Вышивка).
-Какие узоры использовались в вышивке одежды (цветы, листья, веточки, кресты, треугольники).
-У мужчин часто встречаются узоры на сарафане или рубашке. (подол сарафана, середина сарафана, рукава рубашки, манжеты, поясу мужчин).
-Какие цвета используются для вышивки (Яркий, теплый красный).
-Украшение должно выделяться на фоне сарафана или рубашки. (Да).
Посмотрите работы:
-Какой костюм вы выбрали?
-Что вам понравилось в ансамбле народного костюма.
-Чему учит нас русский народный костюм.