Ирина Яненко
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Музыка зимы» для детей 6–7 лет.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников в процессе использования активных методов и приемов.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать образно-пластическое творчество в процессе свободной импровизации движений.
2. Развивать умение слышать в музыке вальса легкое, полетное движение.
3. Вызвать эмоциональный отклик при просмотре видеоролика, прослушивании классической музыки; показать синтез музыки, пластики, поэзии.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Музыка зимы“ для детей 6–7 лет,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
4. Упражнять в интонировании малой терции.
Образовательные:
1. Продолжать знакомство с музыкой П. И. Чайковского.
2. Активизировать словарь на тему:"Зима" в процессе рассматривания картины А. Васнецова "Зимний сон".
3. Формировать умение петь негромко, естественно и выразительно; одновременно начинать и заканчивать песню.
4. Учить импровизировать под музыку, выполняя творческие задания и танцевальные движения по теме «Зима».
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетические чувства в процессе восприятия классической музыки.
Предварительная работа:
Музыкальный руководитель:
1. Разучивание песни - распевки «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской,песен на зимнюю тематику.
2. Показ видеоролика "А. Вивальди "Зима", анализ содержания музыки.
3. Знакомство с балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик" (презентация "Сказка в музыке").
4. Разучивание речевой игры, дыхательной гимнастики.
Воспитатель:
1. Чтение и заучивание стихов на зимнюю тематику.
2. Наблюдение за зимними явлениями в природе.
Оборудование и материалы:
1. Мультимедийная установка.
2. Презентация " Музыка Зимы".
3. Снежинка.
4. Аудиозаписи: А. Вивальди: 'Времена года' - 'Зима' - 1ч. ; П. И. Чайковский - "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик"; С. Рахманинов "Итальянская полька".
Используемая литература:
1. Тарасова В. К., Нестеренко Т. В. Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 7-года жизни. Москва, 2002.
2. Развиваем музыкальные способности дошкольников. Учебно-методическое пособие под редакцией Корчаловской Н. В., Лукьяненко В. Н. Ростов-на-Дону, 2009.
3. Картушина М. Ю. «Логоритмика в детском саду». М. ,1999.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской).
1. Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка».
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны.
Звучит музыка А. Вивальди "Зима".
Музыкальный руководитель: Слышите? Музыка звучит. Вам знакома эта музыка? А кто ее написал? О чём рассказывает нам музыка? Какой у неё характер? (Взволнованный, метельный, вьюжный, быстрый, стремительный, беспокойный) А кто ее исполняет? А какие инструменты вы слышите? А как она называется? Какая красивая музыка зимы. Мне так хочется еще послушать музыку зимы. А вам? Тогда предлагаю оправиться в путь, в царство Волшебницы Зимы.
Чтобы Зимушку найти,
По извилистой дорожке
Предлагаю вам пройти.
Динамическое упражнение.
По дорожке, по дорожке Поскоки
Скачут, скачут наши ножки
Не сутультесь, грудь вперед. Выравнивание осанки
Замечательный народ!
А сейчас протопчем тропинку в снегу Дробный шаг
А теперь легко бежим, за носочками следим Бег с захлестом голени назад.
Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем. Движения по тексту.
Мы на лыжи с вами встанем
И в снегу мы не застрянем.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Изображают ветер на звук С
Вьюга все не затихает, вместе с нами завывает. Изображают вьюгу на звук У.
Сильно-сильно ветер дул
И с деревьев снег стряхнул.
Мы попрыгаем немножко
И стряхнем снежок с одежки.
Как вы замечательно двигались. Движение - это здоровье! Вот мы и пришли.
Подходят к экрану.
(Слайд1)
Музыкальный руководитель: Вот мы и пришли в зимний лес. Давайте присядем и отдохнем после длинной дороги.. А что вы видите вокруг?
Дети: Снег, сугробы, деревья и т. д.
Музыкальный руководитель: Как тихо, никого не видно в лесу. А где же сама Зимушка? Позовем ее? Споем «Ау!».
Упражнение «Ау» (скользящая (глиссирующая, восходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой).
На слайде появляется " Зима".
Музыкальный руководитель: Вот и сама - Зимушка - Зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Музыкальный руководитель: Так описал зиму великий русский поэт А. С. Пушкин. А вы можете вспомнить стихотворения о зиме?
Чтение стихов.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Федор Тютчев.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Сергей Есенин.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Николай Некрасов.
Музыкальный руководитель: Как красиво описывают зиму поэты в своих стихах, художники - на картинах, а композиторы - музыкой.
(Слайд 2) Посмотрите, что это?(На экране летящие снежинки).
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Русский композитор П. И. Чайковский написал музыку для снежинок, которые танцуют в балете "Щелкунчик".Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки. Полюбуемся танцем снежинок.
Тихо, тихо сядем рядом.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
С. Козлов
(Слайд 3 -5)
Слушание отрывок «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского, видеофрагмент.
Музыкальный руководитель: Расскажите, какие снежинки (лёгкие, белые, мягкие, блестящие, изящные, сверкающие, маленькие, пушистые, весёлые, серебристые и т. д). А какой танец они танцевали?
Дети – Вальс.
Музыкальный руководитель: А как бы вы назвали этот вальс? А Петр Ильич Чайковский назвал это произведение "Вальс снежных хлопьев. Какая музыка по характеру? (красивая, мягкая, легкая, плавная, кружащаяся, светлая, вальсовая, танцевальная).
Музыкальный руководитель: А вы знаете песню про снежинку? Споем? Но чтобы петь нам нужно спеть распевку. А для чего нам нужна распевка? (Чтобы разогреть голосовые связки).
Распевка на легато, кантелену в голосе :"Зи-и ма-а да". Ноты:"ми-фа-ре-ми-до". И поднимаемся каждый раз на пол тона. А теперь споём её шёпотом. А вы знаете песню про снежинки?
Песня "Белые снежинки", сл. : И. Шаферан, муз. : Г. Гладков
Музыкальный руководитель: Давайте вместе с вами сами придумаем и станцуем танец снежинок. А поможет нам музыка композитора П. И. Чайковского.
Танец - импровизация "Снежинки".
Музыкальный руководитель: (берет снежинку) Посмотрите, ко мне прилетела снежинка.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
К. Бальмонт
Музыкальный руководитель: Ой, у меня руки леденеют. Да эта снежинка волшебная. У нее сила сильная - морозильная. Если музыка звучит, снежиночка по кругу летит. а если музыка молчит, снежинка на ладошке лежит. Лежит, не тает, а в ледяную фигуру нас превращает.
Игра "Ледяная фигура". (Под веселую музыку дети передают снежинку. Музыка перестает звучать, у кого в руках снежинка - тот превращается в ледяную фигуру.)
Музыкальный руководитель: А теперь ребят нужно “разморозить”. Как нам это сделать? (Согреть теплым дыханием).
Дети дышат на "ледяные фигуры", они медленно "тают".
Музыкальный руководитель: А чтобы они совсем согрелись мы им похлопаем, а они нам станцуют.
Дети в кругу танцуют. Игра проводится 2-3 раза.
Музыкальный руководитель: Вот снежинка, проказница, поиграла с нами, холод принесла. Давайте все вместе согреемся в веселом танце.
Танец "Полька". (С. Рахманинов "Итальянская полька").
Музыкальный руководитель: Все мы дружно танцевали и нисколько не устали. Ребята. а вы чувствуете какой чистый воздух в зимнем лесу? Как пахнет свежестью. Вдохнем морозный воздух через нос и выдохнем.
Дыхательное упражнение. На выдохе говорят:"Пахнет".
Музыкальный руководитель: Какое у вас настроение? Хорошее настроение нам дала прекрасная музыка зимы. На память о нашей прогулке зима вам дарит волшебные снежинки, они не тают. А у себя в группе вы будете смотреть на них, вспоминать музыку зимы, петь зимние песенки и играть в зимние игры. Хорошо на зимней полянке, да только пора нам в детский сад возвращаться. Всего вам доброго! До свидания.