Анна Степанова
Конспект занятия по хороводной игре «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе
«Откуда хлеб пришел»
Цели: приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи: углубить знания детей о выращивании и сборе ржи и пшеницы, развивать память, внимание, культуру речи, воспитывать артистизм.
Публикация «Конспект занятия по хороводной игре „Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные игры
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хороводные игры
- Темочки
Оборудование: русские народные для детей, платочки для танцев, колосья, серпы, сделанные из картона, тряпочные мышки, запись песни «Ой, ты рожь…»
Ход занятия:
Дети строятся в шеренгу у входа в зал. У мальчиков в руках колосья, у девочек – платочки.
1. Хороводная игра «Парочки» под музыку.
Под воспроизведение аудиозаписи русской песни дети входят в зал и образуют два круга. В центре мальчики (в руках у мальчиков колосья, в наружном хороводе - девочки (в руках платочки). Выполняют 2 – 3 движения, которые показывает им воспитатель, затем по очереди прогуливаются парами между хороводами, в конце танца встают парами в один хоровод, проходят один – два круга и образуют один большой хоровод.
2. Чтение стихов.
***
У пшеницы путь особый,
Чтобы зёрна стали сдобой
Нужно солнышком налиться,
Дождевой воды напиться,
Постоять под небесами
Золотыми колосками,
Покачаться на ветру
И однажды поутру
Соберут в снопы пшеницу,
Увезут в село, в станицу
На крылатой мельнице
зёрна перемелются
чьей-то доброю рукой
Станут зёрнышки мукой.
***
Уродись, пшеница,
С корня корениста,
Сверху колосиста.
Чтобы колосок
Был крепок, как дубок,
Чтобы зернышко
Было с ведрышко!
***
Ломоть хлеба
Хлеба мягкого ломоть,
Свежего, пшеничного.
Хлеба белого ломоть,
Что в нем необычного?
Дело, может быть, простое -
Белый хлебушек испечь.
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.
Но сначала, детки, нужно
В поле вырастить зерно,
Летним днем трудиться дружно,
Чтобы налилось оно.
Чтоб поднялся колос спелый,
Полный зерен, золотой,
Чтоб пшеница зазвенела
На ветру тугой струной.
Надо в срок убрать пшеницу,
И зерно в муку смолоть,
Чтобы мог на свет родиться
Хлеба белого ломоть!
Т. Шорыгина
3. Хороводная игра «Как батюшка сеял рожь»
Все становятся в круг и проговаривают:
«Кто хочет знать, как сеют рожь?
Мой батюшка сеял так…»
Показывают движениями рук вперё д:
«Потом отдыхал вот так…»
Становятся, сложив руки крест – накрест.
«Кто хочет знать, как жнут рожь?». Берут серпы.
Отец мой пожинал так (показывают). Проходят по кругу и проговаривают:
«А где месяц идет -
Там рожь растет,
А где заря-заряница -
Там пшеница.
А рано-рано
Солнышко всходит,
А того раньше -
Жнеи на ниву выходят.»
Потом отдыхал он вот так (показывает)
После припева изображают, как вяжут снопы, как молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа). Мальчики приносят мешочки.
3. Хороводная игра «Мышеловка»
Два – три ребенка берут маленьких мышек на веревочках, сажают их в круг и начинают тащить их туда-сюда.
Воспитатель: «Ой, в амбар с зерном залезли мыши! Они съедят весь урожай хлеба! Давайте их поймаем.»
Хороводная игра «Мышеловка»
Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" — опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
4. Воспитатель: Всех мышей переловили, какие молодцы! Поедем теперь на мельницу, муку молоть. Да будем пироги печь.
Мельница (речь с движениями)
Мельница, мельница мелет муку (круговые движения руками)
Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуют как ветер)
Еще быстрее мельница мелет муку (движения быстрее)
Намололи мы муки вот таку-у-ущие мешки (показать объем руками вверх над головой)
Будем делать пироги.
Из муки, из муки напечем мы пироги (ладошками друг об друга делать пирожки)
Тушки – тутушки, сделаем ватрушки (сделать пальчиком круг по ладошке)
Ладушки – ладушки, сделаем оладушки (хлопки).
Хлеб (пальчиковая гимнастика)
Муку в тесто замесили Сжимают и разжимают пальчики
А из теста мы слепили: Прихлопывают ладошками
Пирожки и плюшки, Поочередно разгибают пальчики, Сдобные ватрушки, начиная с мизинца
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. Обе ладошки разворачивают вверх
Очень вкусно! Гладят живот
5. Заключительная часть.
Опрос детей. Обсуждение ответов, похвала.
Чаепитие и угощение выпечкой