ирина попова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по программе Л. А. Венгера. «Развитие»
Раздел: Грамота (старшая группа)
Цель –формирование умения проводить звуковой анализ слова.
Задачи – развивать умение проводить звуковой анализ слова «РОЗА».
- развивать представления о гласных звуках.
- познакомить со слогообразующей функцией гласного звука.
- развивать умение отличать гласные звуки от других звуков.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- Обучать умению заменять звуки, фишками серого и красного цвета.
- Обучать проведению графических линий по внешнему контуру предмета.
- Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Материал к занятию :
Демонстрационный: доска, указка, картина – схема «роза»,фишки серого и красного цвета.
Раздаточный: картины – схемы «роза», фишки серого и красного цвета, простые и цветные карандаши, тетради – прописи.
Предшествующая работа: знакомство с гласными звуками и их обозначением – красные фишки.
Ход занятия:
1. Предлагаю вам, отправится со мной на прогулку.
- шагаем по тропинке
- ой, что это? Это река, над ней не пролететь, под ней не проползти, её не обойти, - пойдем напрямик!
- ой, что это? Это болото…
- ой, что это? Это луг. ….
2.- а справа лес, а слева дачи с аккуратными клумбами и везде вокруг нас растут прекрасные цветы. Давайте соберем цветы в красивый букет (дид. игра «назови слова»)
- а теперь соберите цветы, в названии которых есть звук (Р) (дид. игра «назови слова с заданным звуком»)
- присаживайтесь на пенечки и отдохните, а я вам расскажу одну историю.
3.– жил – был на свете один очень красивый цветок. У него длинный стройный стебель с небольшими шипами, аккуратные гладкие листочки, бутоны, которые сначала стоят закрытыми, а потом постепенно открывают свои ароматные лепестки. Все очень любили этот цветок, любовались им, выращивали на клумбах. И все знали, как его зовут. Его название состояло из двух слогов, в слове было 4 звука.
Но однажды налетел очень сильный ветер – ураган! И все звуки, которые были в названии цветка, разлетелись. Все сразу забыли название этого цветка, перестали обращать на него внимание. И цветок этот загрустил, его бутоны стали увядать.
Вот такая грустная история!
- Скажите, почему люди никак не могут назвать цветок? Что ему не хватает? (Названия, имени, а оно состоит из звуков). Сможем ли мы ему помочь?
- Так что мы должны будем сделать для него? (Собрать звуки и вернуть цветку название).
- А вы догадались, о каком цветке эта история?
- Это роза. (переворачиваем картинку).
- Действительно, все квартирки, в которых жили звуки пустые.
4.-Давайте сначала определим. сколько слогов (частей) в этом слове? (2). Запишем у доски, остальные пальчиком рисуем в воздухе.
- Сколько звуков? (4).
- Действительно история была о розе, т. к. в истории было сказано о 4 звуках и 2 слогах.
- Есть ли в этом слове волшебные звуки?
- Какие звуки мы называем волшебными? (гласные).
- Чем они отличаются от других звуков? (Их можно петь, они тянутся).
- Назовите гласные звуки.
- Какие гласные звуки есть в этом слове? (о,а).
- Назовите первый звук, второй. Есть ли ещё звуки в этом слове. (какой фишкой обозначаем 1,2 ….звук)
5.-Найдите цветок у себя на столе.
- А теперь соберите все звуки и поселите их в свои домики. Кто выполнит первым, тот выполняет у доски.
(воспитатель тоже выполняют, но не верно).
6.– Я тоже собрала все звуки в это слово. Что вы об этом думаете?
- Да, я поторопилась и пропустила какой – то звук.
- Исправьте мою ошибку.
- А теперь проверим ваши звуки.
- Поднимите и покажите звук (о, (а, (р, (з).
- Все ваши звуки на своих местах.
- У кого все звуки поселились правильно, могут себя похвалить – (погладить себя по голове).
- Все ли звуки мы вернули?
- Смогут ли теперь люди узнать название этого цветка?
- Мы не умеем читать по буквам, но сможем прочитать по звукам. (читают «роза»).
- Молодцы!
- Сделали доброе дело. Вернули цветку его название.
7.-Можем возвращаться обратно. (физминутка)
- Проходим через луг….
- Ой, что это болото….
- Ой, что это река….
- А вот и нашла – тропинка!
8.-Чем мы занимались на прогулке?
- Какое доброе дело совершили?
- Зачем мы это делали?
- А как мы это делали?
- Трудно ли было?
- Что было легче всего делать?
- Сегодня звуки мы обозначали серыми и красными фишками, а в следующий раз я расскажу вам, какие звуки можно заменить зелеными и синими фишками.
9.-Понравилась ли вам прогулка?
- А чтобы вы не забыли, и смогли дома рассказать о нашем путешествии предлагаю поработать в тетрадях.
- Для начала мы разогреем наши ручки. (Пальчиковая игра «Утро настало»).
- Простым карандашом обведите цветы по точкам, а потом раскрасьте их так, как хотите, превращая в цветок в незабудку или ромашку или в какой – нибудь другой цветок, может быть даже волшебный.