наталья Лубинская
Занятие по обучению грамоте в старшей группе: знакомство с термином «ударение». Звуковой анализ слова «роза»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Коммуникация
Разделы: Обучение грамоте
Тема: Знакомство с термином «ударение».
Цели: Познакомить с терминами «ударный гласный звук». Учить ставить ударение в словах, знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков,формировать умение проводить звуковой анализ слова, состоящего из четырёх звуков.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе: знакомство с термином „ударение“, Звуковой анализ слова „роза“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Роза. Все о розах для детей
- Старшая группа
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
Билингвальный. компонент: дед – лкен ата, ударение - екпін, молоток –бала.
Мотивационно-Побудительный
Пальчиковая гимнастика
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят,
Как они сядут покажем:
Крылья сложили назад.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
- Ребята, дед Буквоед хотел познакомить вас с чем-то новым, интересным, но забыл с чем! Он просит вас это что-то найти. Сложная задача! Но он будет вам оставлять подсказки.
Организационно – поисковый
1)Гимнастика ума
Мурлычит. чирикает -. жужжит.
Ревёт -. воет -. фыркает -. каркает -.
Поёт -. пищит -. шипит -. свистит -.
Дети получают мяч, возвращают, называя существительное.
«Назови пару»
Б, Р,Л,Д,М,Т,Б,Г,Н,
Называют парный мягкий согласный
- А вот и первая подсказка. Выставляю на наборное полотно слог: мо
2)Игра «Каждый в свой домик»
Дети берут картинки насекомых, состоящих из 1, 2х, 3х слогов. Каждое насекомое должно сесть на свой цветок или дерево, состоящее из такого хе количества слогов.
Жук-дуб, оса мак, муха-тополь и т. д.
Второй слог: то
3) Звуковой анализ слова «роза»
Воспитатель обращает на количество клеточек в схеме.
-Сколько звуков в слове «роза»?
Звуковой анализ проводят у доски по очереди четыре ребёнка.
- Ррроза –первый звук (р). Когда мы его произносим, нам мешает яязычок – это согласный звук, обозначаем его синей фишкой.
-Роооза- второй звук (о). Произносить этот звук ничего не мешает – это гласный звук, обозначаем его красной фишкой и т. д.
Вопросы к детям:
- Сколько всего звуков в слове «роза»? (четыре)
- Сколько гласных звуков? (два)
- Какой первый гласный звук? (о)
- Назовите второй гласный звук? (а)
- Сколько в слове «роза» согласных звуков? (два)
- Назовите первый согласный звук? (р)
- Какой второй согласный звук? (з)
«Прочитываем» слово так, как движется указка по звуковой схеме: медленно, останавливаясь ненадолго на гласных фишках.
Выставляется третий слог: ток
Читают слово: молоток. Находят маленький красный молоточек.
4) Введение понятия «ударение»
- Этим молоточком будем ударять гласные звуки.
В слове «роза» молоточек ударит звук (о) – роооза.
- Это слышится ударение.
А теперь ударим звук (а): розааа.
- Как правильно?
- Какой ударный звук в слове «роза»?
Каждый ребёнок берёт в руки молоточек и ставит ударение (картинки из шкатулки)
Рефлексивно- корригирующий
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие звуки бывают ударными? А тот звук, на который не падает ударение, как называется?
- Что было для вас трудным?
- Что было выполнять легко?
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: делит слова на слоги, находит слово с таким же количеством слогов;
Понимают: производит звуковой анализ слов, состоящих из 4х звуков;
Применяют: усваивает новые понятия, может поставить ударение в словах;