Евгения Слободян
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Деление предметов на группы. Деление целого на части»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
Задачи:
-формировать произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе пару в игре;
-развивать понимание отношение части и целого;
-учить считать группы, состоящие из 2-3 предметов, называть общее количество предметов в них;
-делить прямоугольник на две, четыре и восемь равных частей, сравнивать их между собой.
Демонстративный материал:календарь на ноябрь, 9 кубиков, картинка (дети сидящие на стульчиках) или 9 стульчиков (кресел) из набора игрушечной мебели и 9 небольших соразмерных мебели кукол.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Деление предметов на группы, Деление целого на части“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Раздаточный материал:мелкие игрушки (матрёшки, ёлочки, грибочки и т. п. по 10 шт, набор цифр (для каждого ребёнка, прямоугольные листы бумаги размером в половину альбомного листа А 4 (по 4 шт. для каждого ребёнка, нож для разрезания бумаги или ножницы.
Содержание
В верхней части доски пред детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на ней.
***
Воспитатель спрашивает детей, какой начался месяц, и вывешивает календарь на ноябрь. Затем выясняет с детьми, какое сегодня число. Желающий ребёнок находит его на календаре и выделяет рамочкой. Вместе определяют, какой сегодня день недели, сколько дней прошло с начала месяца, какая неделя идёт по счёту, сколько недель и дней будет в ноябре.
***
На столе воспитателя стоят девять кубиков тремя группами, по три кубика в каждой.
Воспитатель:Дотрагивается до каждой группы кубиков):тут группа кубиков, тут группа кубиков и тут группа кубиков(опять дотрагивается до каждой группы.)Группа, группа, группа. Сколько групп?
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько в первой группе кубиков?
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько во второй?
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько в третьей?
Дети: Три
Воспитатель: Сколько кубиков в трёх группах?
Дети(пересчитывают кубики подряд):Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять. Всего девять кубиков.
Воспитатель: На столе девять кубиков. Они стоят в трёх группах, по три в каждой.
Воспитатель расставляет игрушечную мебель (стульчики) в три ряда (ряды расположены друг за другом, как в зрительном зале, рассаживает на них игрушки - по три в каждом ряду.
Воспитатель: Сколько всего игрушек?
Детипересчитывают:Всего девять игрушек
Воспитатель: Сколько рядов вы видите?
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько игрушек в каждом ряду?
Дети: По три.
Воспитатель: В этом зале стульчики стоят в три ряда, в каждом ряду сидят по три игрушки. А всего девять игрушек.
***
На столах у каждого ребёнка мелкие игрушки одного вида не менее десяти штук (счётный материал, у одного ребёнка это могут быть матрёшки, у другого - грибочки и т. п. Воспитатель просит детей поставить свои игрушки группа так, чтобы в каждой было только две игрушки, а групп может быть две, три, четыре или пять, как кому хочется. Уточняет, что игрушек в каждой группе только две. Просит посчитать, сколько всего в группах игрушек, и положить рядом цифру. Дети выполняют. После этого воспитатель просит рассказать о том, что получилось.
Ребёнокп (предполагаемый ответ):У меня две группы, в каждой по два грибочка, а всего четыре.
Воспитатель: У кого так же?
Дети поднимают руки или встают.
У кого по другому?
Ребёнок: У меня три группы, по две ёлочки в каждой, а всего шесть ёлочек.
Воспитатель: У кого так же? У кого другому?
Ребёнок: У меня четыре группы, по две матрёшки в каждой. А всего восемь матрёшек.
Воспитатель: Встаньте, у кого так же?
Затем воспитатель просит, чтобы дети поставили игрушки по группа по три в каждой, и чтобы групп было по две или по три. Затем положить рядом цифру, отражающую общее число игрушек в группах. После этого дети по просьбе воспитателя снова рассказывают о своих вариантах.
Игра "Разведчики"
К доске выходят 5 - 7 детей. Воспитатель уточняет, сколько их вышло. Затем предлагает вышедшим к доске найти себе пару среди сидящих за столами. Каждый должен найти пару только взглядом, не помогая себе ни руками, ни кивком головы (так, чтобы это было незаметно, ведь они "разведчики".) Примерно через 20 секунд по сигналу воспитателя найденные взглядом дети выходят к доске, а стоявшие ранее садятся на свои места. Это происходит одновременно. Теперь вновь вставшие у доски ищут себе пару, но только не из тех детей, которые уже были у доски. По сигналу воспитателя стоящие у доски и выбранные дети одновременно меняются местами. Вновь вышедшие также ищут себе пару, но не из тех детей, которые уже выходили. Игра повторяется 3-4 раза.
***
Воспитатель обращает внимание детей на лежащие перед ним листы бумаги, просит убедиться в том, что они одинаковые. Дети накладывают листочки друг на друга и убеждаются в этом. Затем воспитатель просит их взять один из листков и, разделив его на две равные части, отложить в сторону. Второй - на четыре, третий - на восемь равных частей. В случае затруднения помогает.
Далее воспитатель просит положить перед собой одну вторую часть листа, затем рядом - одну четвертую листа, затем - восьмую. Дети выполняют.
***
Перед каждым ребёнком в ряд лежат вторая, одна четвёртая и одна восьмая части прямоугольника.
Воспитатель: Покажите самую большую часть прямоугольника. Назовите её.
Дети: Половина, одна вторая.
Воспитатель: Правильно, одна вторая. Покажите самую маленькую часть. Назовите её.
Дети: Одна восьмая.
Воспитатель:Покажите часть, которая меньше одной второй и больше одной восьмой, и назовите ее.
Дети: Одна четвертая.
Воспитатель: Покажите две восьмых, три четвёртых, две вторых.
Дети показывают.
Положите их по линии разреза на целый прямоугольник.
Дети: Получился целый лист.
Затем,вводя ситуацию экспериментирования, предлагает детям взять две четвёртых листа, наложить две четвёртых на одну вторую. Дети, придерживая пальчиком приложенные части, показывают получившееся друг другу и воспитателю.
Воспитатель(удивляется):Две четвёртых и одна вторая равны между собой?
Дети удивляются вместе с ним. Далее воспитатель предлагает взять одну четвёртую и две восьмых и наложить их друг на друга. Дети, придерживая пальчиком две восьмых на одной четвёртой, показывают получившееся друг другу и воспитателю.
Две восьмых равны одной четвёртой?
Дети удивляются вместе с ним.
Важное условие проведения данного экспериментирования - воспитатель ни в коем случае не требует, чтобы дети повторяли сформулированные им результаты наблюдения.