Алёна Дашкова
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
«Круг. Шар»
Цель: закрепление представлений о геометрической фигуре «круг», знакомство с геометрической формой «шар», закрепление состава числа 8.
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
-закреплять на предметной основе представления о круге и его свойствах;
-формировать на предметной основе представления о шаре, учить распознавать шар в предметах окружающей обстановки;
-учить сравнивать объемную и плоскостную фигуру;
-развивать умение ориентироваться на плоскости,
- закреплять умение раскладывать число 8 на два меньших числа, а из двух меньших составлять число 8.
Коррекционно-развивающие:
развивать внимание, мышление, речь, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать самостоятельно;
- формировать навыки самоконтроля.
Формы образовательной деятельности: подгрупповая
Планируемый результат: закрепление знаний о круге, формирование представлений о шаре, закрепление состава числа 8.
Методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, игровые упражнения, педагогическая оценка.
Оборудование и материалы :
ноутбук, песочный столик, набор фигур для песочного столика, набор геометрических фигур, шары, чаши для шаров.
Ход НОД.
Организационный момент.
Дефектолог. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
-Ребята, мы с вами вчера узнали о животных, которые живут на Севере. А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм про медвежонка, который жил на Севере. Звали этого медвежонка Умка.
Дети смотрят мультфильм «Умка», 1.5-2 мин. Затем мультфильм останавливается.
Дефектолог: Почему же остановился мультфильм, сейчас я посмотрю. (Дефектолог пытается посмотреть в чем дело, и находит изображение
фиксика).
Д: Ребята, кто это (Это Нолик). Он говорит, что компьютер сломался, поэтому и мультфильм остановился. Для ремонта компьютера Нолику нужны детали, Но детали можно получить, лишь выполнив задания. А заданий так много, что Нолик боится, что в одиночку ему не справиться. Может, поможем Нолику выполнить задания и собрать все детали? (Да)
Основная часть
-Вот первое задание, которое необходимо выполнить.
Нолик мне дал чудесный мешочек, в котором нужно найти фигуру, у которой нет ни углов, ни сторон. Как вы думаете, что это за фигура (круг). Ребенок достает из мешочка круг.
-Правильно, это круг. С этой геометрической фигурой мы уже знакомы.
Любят Круг все поголовно,
Всяк признать его готов
За его характер ровный -
Не имеет он углов.
-Круг- плоская геометрическая фигура, мы можем положить ее на стол и прикрыть ладонью. Чувствуете ли вы эту фигуру? (Нет, потому что она плоская.) А давайте на доске найдем предметы, которые по своей форме напоминают круг.
Д. и. «Подбери по форме» (На доске изображение предметов разных форм : монета, пуговица, диск, коробка и т. д.)
-А какие предметы вокруг нас имеют форму круга. (Ответы детей)
- Ребята, с кругом мы разобрались, нашли предметы, похожие на круг. И за выполненные задания мы получаем первую деталь, необходимую для ремонта компьютера.
-Давайте пройдем за столы. Перед вами лежат круги разных цветов и размеров. И вот следующее задание, которое мы поможем выполнить Нолику. Необходимо круги, которые лежат перед вами, разложить на плоскости листа. Слушайте внимательно, куда какой круг надо положить.
Д. и. «Ориентировка на плоскости»(перед детьми 5 кругов разных цветов и размеров, лист А4)
- 1. Самый большой круг положите в правый верхний угол.
2. Самый маленький круг положите в правый нижний угол.
3. В центр листа положите не зеленый и не красный круг. (Синий)
4. В левый верхний угол положите не зеленый круг (красный)
5. В какой угол нужно положить оставшийся зеленый круг? (в левый нижний угол)
-За это выполненное задание еще одна деталь!
- Посмотрите, ребята, пока вы выполняли задание, я в чудесном мешочке нашла еще одну фигуру. Знаете ли вы, как называется эта фигура? Эта фигура называется шар. Шар может катиться, у него нет углов. Давайте попробуем прокатить его по столу. (Дети катают шар на столе). Шар- это объемная фигура, мы это можем проверить. Положите шар на стол и накройте его рукой. Что вы чувствуете? (объем)
-Давайте сравним шар с кругом. Одну ладонь положите на круг, а другую на шар. Что вы чувствуете (шар, круг не чувствуем)
-Вы чувствуете шар, потому что он имеет объем. Шар это объемная фигура. А круг не чувствуете, потому что это плоская фигура. Мы сейчас с вами сравнили шар и круг, нашли чем эти фигуры отличаются. А есть ли у круга и шара сходство? Чем похожи эти фигуры? (У них нет углов).
- Давайте подойдем к песочному столику и найдем предметы, которые имеют форму шара. (в песочнице лежат бусины, мячик, кубики и т. д.)
-Ребята, а теперь давайте найдем предметы в кабинете, которые имеют форму шара. (глобус, мяч и др.)Молодцы, ребята, справились и с этим заданием. И заработали еще одну деталь.
-А теперь я предлагаю немного отдохнуть и отправиться на Север.
Динамическая пауза «Мы идём!».
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).
Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
-А теперь нам надо вернуться обратно в группу и продолжить наши задания, чтобы Нолик быстрее смог починить компьютер.
-Пройдите за столы. Перед вами лежат шары в определенной последовательности. Продолжите ряд, учитывая чередование цвета шаров.
Д. и «Продолжи ряд.» Молодцы, вот еще одна деталь для Нолика.
А теперь посмотрите, перед вами листы, на них изображен 4 предмета. Один из этих предметов лишний, не подходит к остальным. Подумайте, что здесь лишнее и зачеркните этот предмет.
Д и «4 лишний»
-Что вы зачеркнули, почему?
-Вот еще одна деталь!
-И вот последнее задание, которое нам осталось выполнить. Перед вами на столе стоит чаша с шарами. Вам нужно посчитать, сколько в ней лежит шаров и добавить к ним еще столько шаров, чтобы их общее количество в чаше стало равно 8. Чтобы не запутаться, надо брать шары, которые отличаются по цвету от тех, что лежат в ваших чашах. Так нам будет легче справиться с заданием и посчитать, сколько шаров вы доложили. Задание выполняется 3-4 раза.
Далее после выполнения задания, с каждым ребенком разбираем выполненное задание.
-Сколько шаров у тебя было? Сколько ты добавил? Сколько стало(8). Значит из каких меньших чисел состоит число 8? (8 это ….)
Вот и последнее задание мы помогли выполнить Нолику и получили последнюю деталь. А теперь я предлагаю подойти к компьютеру и прикрепить каждую деталь на свое место.
Подведение итогов.
-Ребята, а за какие задания вы получили эти детали (ответы детей)
-Что же нового вы узнали?
-Что вам больше всего понравилось?
-Правильно ли вы выполнили эти задания?
-Все детали на месте, теперь давайте попробуем включить компьютер и продолжим просмотр мультфильма. Получилось у Нолика починить? (Да)
Дети досматривают мультфильм.