Уткина Елена Васильевна
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Страна игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе».
«Страна игрушек»
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе „Страна игрушек“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один; понимать вопрос "Сколько?"
- Закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приёмами наложения и приложения;
- Продолжать учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги за, перед, на.
- Закрепить знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник;
- Продолжать учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Развивающие:
- Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя
- Развивать умение видеть общий признак предметов группы.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь.
Оборудование:
Демонстрационный материал : стульчики с геометрическими фигурами, стулья по количеству детей, магнитофон, мяч, три куклы разной высоты, три стульчика для кукол, маленький стол, шкатулка, три ленты разной длины и разного цвета, платок, мольберт, магниты, лисёнок, зайчонок, блоки Дьенеша, обручи – красный и синий, волшебная палочка, сундучок с подарками.
Раздаточный материал : билеты с геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник разного цвета.
Ход занятия Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть - Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три. А теперь пойдем налево, раз, два, три. В центре круга соберемся, раз, два, три. И на место все вернемся, раз, два, три. Улыбнемся, подмигнем, Заниматься мы начнем. Встают в круг берутся за руки, поднимают эмоциональный подъем на занятие
Основная часть - Ребята, давайте вспомним, просыпаемся мы когда, … (утром, а ужинаем… (вечером, спим мы… (ночью, а солнце ярко светит… (днём). - Сейчас утро, день только начинается и можно многое успеть. - Ребята, я приглашаю Вас в «Страну игрушек». Вас ждут необыкновенные приключения и разные игры в ваши любимые игрушки. - Какие у вас любимые игрушки (машинки, куклы, кубики и другие). Отвечают на вопросы Отвечают про любимые игрушки
- А вы знаете, что игрушки могут огорчаться, радоваться или грустить? Когда дети бросают игрушки, ломают их, то они огорчаются и плачут, а если их берегут, после игры убирают на место – они радуются и улыбаются. - Как вы думаете, «Страна игрушек» далеко или близко? (далеко) - Если эта страна далеко, на чём же можно туда поехать? - Дети, на чём мы поедем мы узнаем, когда отгадаете загадку: «Железные избушки Прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, Ведёт всех за собой». (Поезд) - Да, мы поедем на поезде, он нас уже ждёт, берите билеты, по этим билетам мы можем найти своё место (Детям раздаются билеты с геометрическими фигурами разного цвета – треугольник, круг, квадрат). - Саша, у тебя какая фигура изображена на билете? (красный круг) - Значит твоё место, где изображён красный круг. - Федя, а у тебя? (синий треугольник) - Иди, садись на своё место. - Андрей, а почему ты сел на это место? - Я буду машинистом. Итак, отправляемся. «Вот поезд наш едет, колёса стучат, а в поезде этом ребята сидят. Ту-ту-ту, гудит паровоз, далеко, далеко, ребят он повёз». - Наш поезд приехал в «Страну игрушек». Выходите, а билеты оставьте на стульчиках. - Ребята, посмотрите, как много игрушек. Здесь и куклы, и мяч. А ещё кто здесь живёт? - Вот весёлый звонкий мяч, ты, куда пустился вскачь. Ребята, мяч хочет с нами поиграть. Я буду вам бросать, а Далеко Ответы детей Отгадывают загадку Дети проверяют и сравнивают билет с местом, рассаживаются. Ответ ребенка Ответы детей Бросают мяч отвечая на вопросы
вы мне отвечать. 1) Игра «Сравни и назови». - Слон большой, а мышка…? (маленькая, - Стол высокий, а стул…? (низкий, - Река широкая, а ручеёк…? (узкий, - У зайца уши длинные, а у кошки? (короткие, - Я скажу громко, а ты ответишь …? (тихо, - Зимой холодно, а летом? (тепло, - Я скажу далеко, а ты ответишь? (близко, - Небо вверху, а земля? (внизу, - Живот впереди, а спина…? (сзади, - Звёзд на небе много, а солнце…? (одно, - Я сажу ночь, ты? (утро). Молодцы. Мячику понравилось с вами играть. - А теперь садитесь на стулья (стулья стоят полукругом на ковре). 2) Игра с куклами. Этих кукол кто не знает? Лучше кукол не найдешь. Сразу глазки открывают, Только на руки берешь. - А сейчас куклы хотят с нами поиграть. Давайте посмотрим на кукол. (показываю трех кукол разного размера - большая стоит за стулом, средняя – перед стулом, а маленькая – сидит на стуле). - Сколько их? Давайте посчитаем (Один, два, три, всего три куклы). - Эту куклу зовут Таня, Вика, она какая? (большая). - Алиса, а где она стоит? (за стулом, садись Таня. - А эта кукла Оля, Костя, какая она? (поменьше). - Аня, где стоит эта кукла? (перед стулом, садись Оля. - Эту куклу зовут Катя, Савва, она Считают кукол Ответ ребенка Ответы детей Выполняет действие Ответы детей Выполняет действие Ответ ребенка Ответ ребенка Ответы детей
какая? (маленькая). - Карина, где сидит кукла? (на стуле) - Посмотрите, я привезла с собой шкатулку (она стоит на маленьком столе, накрыта). - Давайте посмотрим, что в ней. (2 ленты). Скажите ленты разные или одинаковые? (разные, одна синяя, другая – красная). А по длине они разные или одинаковые? Как проверить? (надо приложить или наложить одну ленту на другую). - Серёжа, возьми ленты и на мольберте наложи одну ленту на другую, подравнивая с одной стороны края. - Ребята, что мы видим? (синяя лента длиннее красной, а красная лента короче синей). - А Ваня проверит другим способом, иди и приложи ленты друг к другу. - И мы снова видим, что красная лента короче синей, а синяя лента длиннее красной. - Давайте подарим ленты куклам. - Ева, какую ленту надо подарить кукле Тане? (синюю длинную ленту). - А красную, короткую, кому подарим? (кукле Оле). - Костя, чего больше, кукол или лент? (кукол больше, чем лент). - А как сделать, чтобы и кукол и лент стало одинаково? (надо добавить одну ленту или убрать одну куклу). - Ну конечно мы не будем убирать одну куклу, давайте добавим одну ленту. - Вика, иди и возьми её в шкатулке и подари кукле Кате. - Давайте посчитаем ленты (один, два, три, всего три ленты) -А как мы получили три ленты? - Что же стало? (кукол и лент стало поровну или одинаково; сколько кукол, столько и лент). - Молодцы, все куклы очень рады, что Берет ленту и дарит кукле Считают ленты мы добавили одну ленту Выполняют физкультминутку дети по очереди берут по одной фигуре и определяют, куда её надо положить). Например, «У меня в руке красный большой круг, я положил его в красный круг, потому что здесь все круглые фигуры» и т. д. Или, «У меня в руках синий треугольник,
вы с ними поиграли, говорят вам спасибо за подарки. - А теперь пора отдохнуть, выходите на коврик. Мы с вами в «Стране игрушек» и сейчас мы тоже будем игрушками. Физкультминутка «Игрушки». Скачет конь наш, цок-цок-цок. (скачут как лошадки) Слышен топот быстрых ног. Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой) Своей ручкой помаши. Вот как кружится волчок – (кружатся) Прожужжал и на пол лёг. Самолёт летит, летит (руки в стороны) Лётчик смелый в нём сидит. А теперь мы все - матрёшки, (хлопают в ладоши) Громко хлопаем в ладошки. Отдохнули, тогда продолжаем играть. 3) Игра с блоками Дьенеша. - Посмотрите, здесь зайчонок и лисёнок. Они почему – то грустные. А я знаю почему, они разбросали свои игрушки и не могут их разложить по местам. Давайте им поможем. Садитесь на стулья. - В красный круг мы положим игрушки Зайчонка - все круглые фигуры, а в синий круг – игрушки Лисёнка - все синии фигуры. - Илья, что мы положим в красный круг? (все круглые фигуры) - Алёша, все синии фигуры куда мы положим? (в синий круг) - Молодцы, все игрушки разложили, Зайчонок и Лисёнок теперь улыбаются и говорят вам спасибо за помощь. - Нам пора возвращаться в детский сад. А обратно мы вернёмся при помощи волшебной палочки, выходите ко мне. положу его в синий круг, потому что здесь все синии фигуры».
«Дружно палочкой взмахнём, И в детский сад мы попадём!»
Заключительная
часть - Вот мы оказались в нашем детском саду, в нашей группе. - Давайте вспомним, где мы были? (в «Стране игрушек») - А что мы там делали? (играли) - С какими игрушками играли? (с мячом, с куклами, с Зайчонком и Лисёнком). - А что вам понравилось больше всего в этой стране? (ответы детей) - Молодцы. А жители «Страны игрушек» прислали вам подарки в этом сундучке. Давайте посмотрим. Раздача подарков, занятие закончено.