Некрасова Ирина
Конспект занятия по формированию познавательных способностей «Путешествие в страну сказок» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок».
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
- закрепить знания о сказках;
- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы; - упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе; - совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине; - развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи - воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
Публикация «Конспект занятия по формированию познавательных способностей „Путешествие в страну сказок“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;
Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова; Социально-коммуниативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках; Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Методы и приемы: беседа, вопросы, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, загадывание загадок, счёт, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
Материалы и оборудование: карточки с гномами, карточки «фрукты и ягоды», трафареты «стаканы и баночки» для игры «Приготовим угощение», шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетная картина, медали.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Воспитатель: Какие вы знаете сказки? Назовите.
Воспитатель: А какие бывают сказки? (народные, авторские).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
Воспитатель: А вот еще один вопрос, как вы думаете, почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
Воспитатель: А давайте вместе со мной сейчас вспомним, так как же начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, мы с вами побываем в стране сказок, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Да, много транспорта в ы мне назвали, а полетим мы туда с вами на воздушных шариках. Дыхательная гимнастика: Давайте мы сейчас с вами надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). Передвигаются по группе, изображая полет на воздушном шаре. Воспитатель: вот и попали мы с вами в сказочную страну. Посмотрите как здесь красиво, но что это? Перед нами оказался овраг, перепрыгнуть его сможет только тот, кто сможет мне сейчас сказать слово наоборот. (Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»)
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь (дети друг за другом перепрыгивают на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично справились с эти заданием.
Звучит муз. заставка «В гостях у сказки»
Воспитатель: А теперь ребята, вам предстоит отгадать загадки, и узнать кто из сказочных героев спрятался на картинках.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? После ответа детей прикрепляем на доску картинку с правильным ответом.
Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама - медведица, папа медведь, сын медвежонок. Как их звали?
Воспитатель: А кто ещё герой этой сказки? (Машенька)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете Машенька испугалась трех медведей (ответы детей)
Воспитатель: Конечно же, испугалась Машенька, а вот еще вам несколько вопросов, постарайтесь правильно на них ответить, слушайте внимательно Если:
- У медведицы - лапы, у медвежонка? Скажите ласково: (лапки).
- А у медведя огромные - (лапищи).
- У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
- А у медведя? (глазищи).
- У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
- А у медведя? (носище).
- У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
- А у медведя? (ротище).
- Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы ответили правильно! Слушайте следующую загадку.
С зеркалом вела беседу
Королева до обеда,
А оно правдиво было,
Красоту её хвалило.
Но принцесса стала краше,
Всех красавиц лучше даже…
И тогда принцессу эту
Мачеха сжила со свету.
Что случилось – каждый знает,
Сказку сразу отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов» после ответа ребенка, показывается следующая картинка со сказкой.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте сосчитаем всех гномов из этой сказки. Будем считать и называть их. (1 гном, 2 гнома, 3 гнома, 4 гнома, 5 гномов, 6 гномов, 7 гномов)
Воспитатель: Молодцы! Узнайте следующего героя, из какой он сказки?
Любит тортики, варенье,
Сушки, сладости, печенье.
Он упитанный вполне.
И пропеллер на спине! (Карлсон) На доску вешается картинка с изображением Карлосона.
Воспитатель: Правильно, ребята, ну конечно это Карлсон, а кто мне скажет, как правильно называется эта сказка? («Малыш и Карлсон»)
Воспитатель: А кто из вас знает, что больше всего любил кушать Карлсон? (Сладости)
Воспитатель: Ребята, а мы ведь тоже умеем готовить угощение. Давайте для Карлсона приготовим их: варенье и сок. Вы знаете, что варенье хранят в баночках, а сок пьют из стакана (картинки выставляються на доске) Угощение будем готовить из фруктов и ягод. Назовем давайте их.
Дидактическая игра «Приготовим угощение для Карлсона»
- Лера, какое ты угощение приготовила? (Я приготовила вкусное малиновое варенье).
- Дима, а ты что приготовил для Карлсона? (Я приготовил ароматный клубничный сок). И т. д.
Воспитатель: Молодцы я думаю, что Карлсон будет очень рад.
Воспитатель: А вот и следующий герой –
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? (Незнайка)на доску выставляется картинка с Незнайкой.
Воспитатель: Ребята, Незнайка так запутался в сказках, что ничего не знает и не понимает, давайте ему поможем и ответим на его вопросы. Согласны? (ответы детей). Вам будет предложено несколько вариантов ответов, из них вы должны будете найти верный. И так, начали!
1. На чем катался Емеля в сказке «По щучьему велению»?
а) лыжи б) конь; в) печь. (Емеля катался на печи)
2. Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя - птица. (Птицу с золотым оперением называют жар-птица)
3. Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?
а) сову; б) кошку; в) лису. (Лису называют Патрикеевна)
4. Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, всё-таки попался хитрой лисе? а)Медведь; б) Незнайка; в) Колобок. (Из дома убежал Колобок)
Воспитатель: ай да молодцы ребята, быстро и правильно ответили на все вопросы. Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
- Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)
Воспитатель: Дети, а мы даже и не заметили как попали на цветочную поляну сказок. А вот и цветочки, в них спрятаны герои сказок, которые совершали добрые сказочные дела.
Воспитатель: Возьмите цветочек, назовите сказочного героя и его добрый поступок.
(У меня красный цветочек, героиня Дюймовочка, она спасла ласточку, умирающую под землёй) и т. д.
(«Петушок и бобовое зёрнышко», курочка помогла петушку)
(«Доктор Айболит», спас больных зверей в Африке)
Три цветка ставятся в вазу
Воспитатель: Молодцы, и тут у вас не возникло трудностей с заданием, справились все.
Воспитатель: А давайте теперь попробуем сочинить свою сказку.
Воспитатель: Посмотрите на картинки кто здесь? (Девочка, собака, божья коровка).
Воспитатель: Что изображено здесь? (Дом, лейка, цветы). С помощью этой картинки сочиним сказку. (Сюжетная картинка на доске)
Воспитатель: Давайте подумаем вместе с вами, как начнём сказку? (Жила- была девочка Маша).
Воспитатель: Кто был у Маши? (У неё была собака Шарик, с которой они не расставались).
Воспитатель: Что росло возле дома? (Возле дома на лужайке росли цветы ромашки).
Воспитатель: Что делала девочка? (Каждое утро девочка брала лейку и поливала цветы на лужайке).
Воспитатель: А что делали цветы? (Цветы улыбались и разговаривали с девочкой).
Воспитатель: Кто залетел на лужайку? (На лужайку залетела божья коровка).
Воспитатель: Что она увидела? (Божья коровка увидела, что ромашки улыбаются и разговаривают с девочкой).
Воспитатель: Что подумала божья коровка? (Она подумала, как хорошо делать добрые дела, даже цветы улыбаются).
Воспитатель: Ребята, а кто сможет рассказать всю сказку? (Полный пересказ сказки)
Воспитатель: Отлично, молодцы, хорошо пересказали.
Воспитатель подводит итоги занятия вы такие молодцы, настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии получите медали «Знатоки сказок».