Татьяна Шерстнева
Планета «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа)
Тема: Планета «Детство»
Цели занятия:
• формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышление, память;
• развивать моторику артикуляционного аппарата и мелкую моторику;
• заинтересовать детей играми, связанными с родным языком;
• закреплять навыки различения рода имен существительных;
• продолжать учить образованию притяжательных прилагательных;
• тренировать фонематический слух путем применения элементов кодирования;
Темочки:
• закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответах на вопросы.
Оснащение:
игрушка Гномик; большой мяч; разноцветные плоскостные домики (красный, желтый, синий, зеленый); предметные картинки; мольберт; картина с изображением чудо - зверя: голова зайца, туловище медведя, хвост белки; книжка - раскладушка с картинками для артикуляционной сказки; макет поезда с тремя вагончиками; предметные картинки с начальными гласными звуками(«А»; «У»); большой конверт с карточкой - заданием для составления рассказа цепной структуры (по одной сюжетной картине); магнитофонные записи с лирической музыкой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Л: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!
(дети встают вместе с логопедом в круг; звучит лирическая музыка).
Л: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох 3 раза).
Л: Посмотрите на гостей, улыбнитесь, поздоровайтесь с ними. А у нас в гостях есть Гномик, он хочет с каждым из вас поздороваться. (Дети здороваются с Гномиком за разные пальчики).
Л: Доброе утро, ребята. Садитесь на стульчики.
2. Л:
Все ребята по порядку утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже на детишек быть похожим.
( Логопед рассказывает артикуляционную сказку: «Трудолюбивая божья коровка». Слушание, рассматривание картинок и выполнение упражнений).
«Жила - была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками, А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
- Да ты просто красный жук, - хихикали другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло, Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу. («Улыбочка»).
- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно много трудиться, Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку. Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения.
У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его. («Непослушный язычок»). И он стал ровным, как лопаточка. («Лопатка»). Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой («Чашечка») и набрала водички для чая. Попила чайку с бубликом («Бублик») и снова за работу. На картинках она увидела лошадку («Лошадка», веселую кисточку («Маляр», качели («Качели») и даже барабан («Дятел»). Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
И тут божья коровка опять увидела солнышко и сказала:
«за такую чудесную книжку я угощу тебя вкусным вареньем». Они попили чай с вареньем («Вкусное варенье»).
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и увидела парашютик («Надуем щеки», «Одуванчик»). И решила отправиться на нем путешествовать.
3. Л: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей). А как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется «Детство».
На планету, чтоб попасть
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, детство и игра!»
(звучит волшебная музыка). Дети открывают глаза и видят на столах 4 домика.
Л: Все жители - картинки планеты Детство живут в разноцветных домиках.
«Вы картинкам помогите,
В нужный домик поселите».
(красный домик - картинки, про которые можно сказать - МОЙ; желтый - МОЯ; синий - МОИ; зеленый - МОЯ).
Л: Картинки заняли свои домики, а наше путешествие продолжается. Все жители планеты Детство любят ходить в лес, где живут разные животные (на мольберте картинка, составленная из трех частей: голова - зайца; туловище - медведя; хвост - белки).
Это что за чудо - зверь
На лесной поляне?
Из кого составлен он -
Разберись скорее?
Вопросы к детям:
o Чья голова у этого зверя?
o Чьи уши? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи передние лапы? Чьи задние лапы?
Л: Скажите, ребята, а такого чудо - зверя мы можем встретить на нашей планете Земля? (ответы детей).
5.
Л: На планете Детство все любят играть с одной игрушкой. А вот с какой, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Он лежать совсем не хочет,
Если бросить - он подскочит,
Бросишь снова - мчится вскачь,
Отгадай, что это? (мяч).
Игры с мячом:
Раз, и два, и три, четыре -
Всё мы знаем в этом мире
( на обобщения: фрукты, посуда, мебель, одежда, обувь и др. ; например: обувь - тапки).
Мячик маленький поймай,
Да словечко приласкай.
(слова с разными окончаниями).
6.
Л: А сейчас я вас приглашаю прокатиться на поезде. Вставайте за мной паровозиком.
По железной, по дороге, чух (6 раз,
Едет, едет паровозик, чух (6раз,
Паровоз кричит: ду! Ду! Я иду, иду, иду!
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«АУ», «ИО», «УАО».
( на соответствующие гласные звуки дети выполняют движения: звук А - хлопнуть в ладоши; звук У - ударить кулачком об кулачок; звук О - хлопнуть по коленкам; звук И - хлопок над головой).
Л: В поезде едем не только мы, но и две девочки: Аня и Уля.
(На подносиках у каждого ребенка предметные картинки с начальными гласными звуками /а/, /у/ в словах и без этих звуков. В вагоне Ани едут картинки со звуком /а/; в вагоне Ули - картинки со звуком /у/; остальные картинки - в третий вагон).
Л: С дальней дороги мы устали. Давайте немного отдохнем.
(Звучит магнитофонная запись на релаксацию; дети лежат на коврике; делают самомассаж).
Ручки растираем
(потирают ладони)
И разогреваем,
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим нежно умываем
(разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз).
Пальчики прогонят все плохие мысли
(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро
(растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху - вниз)
Их вперед сгибаем
(сгибают руками ушные раковины вперед)
Тянем вниз за мочки
(оттягивают уши вниз за мочки)
А потом руками трогаем мы щечки
(легко похлопывают щеки руками).
Л: Молодцы, ребята, вставайте, нам пора возвращаться.
8.
Л: Пока мы ездили на поезде и отдыхали, к нам пришла почта.
(показ большого конверта).
Чтобы открыть конверт, нужно сказать, что забыл нарисовать художник?
(самолет без крыла, кастрюля без ручки и т. д.).
Теперь можно открывать конверт с заданием: составление рассказа цепной структуры (работаем со звуком /с/; использована книга: «Связанные одной цепью».
Вопросы к детям: назови все слова на большой картинке; работа по предметно - графической схеме (дети рисуют маркерами на папке - файле).
9.
Л: Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы ещё не раз вернемся туда, будем там играть и заниматься.
На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие подарочки. Они вот в этих мешочках: этот - для мальчиков, а этот - для девочек.
Наше занятие окончено. Можете отдыхать.
Литература:
1. 1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Хлоп - топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6 - 10 лет. - М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. - 20с. (Практическая логопедия).
2. 2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. - СПб. : Дельта, 2001. - 96с. ,ил.
3. 3. Ершова Т. А. Планета «Детство». Обобщающее занятие по формированию лексико - грамматических категорий и развитию речи. // Логопед. 2005. № 2.
4. 4. Рожкова Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики. // Логопед. 2005. № 1.
5. 5. Т. Б. Бардышева. Связанные одной цепью. // Издательский дом «Карапуз». 2003.