Лариса Бабина
Конспект занятия по формированию исследовательских умений дошкольников средней группы «Волшебные свойства воды»
«Волшебные свойства воды»
Цель: развивать интегративные качества детей: «Любознательный, активный».
Задачи:
• закрепить представленье детей о свойствах воды, снега, льда;
• расширять представление о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы и запаха);
• дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать;
• стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.
Публикация «Конспект занятия по формированию исследовательских умений дошкольников средней группы „Волшебные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Оборудование. Глобус, мнемотаблицы профессий, карточки – модели изображения алгоритма мытья рук, карточки схемы, изображающие основные свойства воды.
Инвентарь для опытов. Стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, кувшин, формы для льда, фильтры (салфетки, снег, лед.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельность.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на глобус. Как вы считаете, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода). А чего больше – воды или суши? (Воды). А что обозначено белым цветом? (Льды и снега). Правильно, льды и снега – тоже вода, только замершая. Где воды больше – в море или в реке? (В море).
Воспитатель читает стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
Лес туманом заполняет,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
II. Основная часть.
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно. Дети, где вы видели воду? (Предположительные ответы детей: в водопроводном кране, в аквариуме, в душе, в ручье, в луже и т. д.). Для чего она нужна? (Ответы детей).
Развивающая игра: Кому нужна вода?» (мнемотаблицы профессий).
Воспитатель. Внимание! Кто – то к нам пожаловал. Ты кто? (Это Водяной). (В роли Водяного второй воспитатель группы).
Водяной. Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки.) И еще, на днях я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лед. Откуда он взялся?
Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы Водяного. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте к столам (столы с оборудованием для экспериментов). Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных чашках). Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. (Ответы детей: холодный, твердый, прозрачный, хрупкий и т. д.). Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства. (Ответы детей: холодный, белый, пушистый, мягкий и т. д.). Чем они похожи? (Ответы детей: это замерзшая вода; и снег и лед холодные; бывают только зимой). Чем снег и лед отличаются? (Ответы детей: снег мягкий, а лед твердый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя и т. д.). (Дети берут ложечкой снег и кладут его на ладошку).
Воспитатель. Из чего состоит снег (из снежинок). (Ребенок читает стихотворение про снежинку).
Белая, узорчатая звездочка – малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Затем воспитатель предлагает наполнить формочки снегом.
Пока снег и лед оставим, мы к ним вернемся позже. А сейчас давайте поиграем с водой. Водяной, ты будешь с нами играть?
Водяной. Конечно, игры с водой мои самые любимые игры. Поиграем вместе.
Опыт №1.
Взять стакан с чистой водой и понюхать ее.
Воспитатель. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)
Вывод: вода не имеет запаха (карточка – схема).
Опыт №2.
Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель. Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко – нет.)
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №3.
Положить в стакан ложку сахара или соли, размешать.
Воспитатель. Что произошло? (Сахар растворился.)
Вывод: вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт №4.
Разлить воду по разным сосудам (колба, бутылка, банка).
Воспитатель. Какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую ее налили.)
Вывод: вода – это жидкость. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Опыт №5.
Воспитатель. Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться? (На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.) Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.
Изменила свой цвет вода? (Да, она стала розовой.) А теперь я добавлю волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. (Вода изменила свой цвет.)
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная.
Водяной. Да, вода просто волшебница! Как хорошо, что есть вода.
Игра триз: «Хорошо – плохо».
Дети отвечают:
- Вода хорошо: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т. д.
- Вода плохо: наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т. д.
Водяной. Ребята, вы сказали, что вода – хорошо, что можно мыть руки. А вы умеете правильно мыть руки?
Воспитатель. Конечно, умеем, сейчас мы тебе все расскажем (предлагает по карточкам-схемам составить алгоритм действий мытья рук, Водяной проверяет правильность выполнения задания).
Проводится физкультминутка (игра «Воздух, огонь, вода, земля»).
Земля! (Дети приседают.)
Воздух! (Поднимают руки вверх.)
Вода! (Изображают волны руками.)
Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)
Воспитатель. Ребята и Водяной, подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите? (Снег и лед растаяли.) Почему так произошло? (Потому что в группе тепло.)
Вывод: снег и лед под действием тепла превратились в воду, значит, они состоят из во-ды.
Водяной. Жаль, что снег растаял. Я люблю его есть, он похож на мороженое – белый, вкусный и прохладный. Кто из вас любит есть снег?
Воспитатель. Что ты, Водяной! Снег нельзя есть! Ребята, как вы думаете, почему нельзя есть снег? (Он холодный, грязный – можно заболеть.) Скажите, а как можно доказать, что снег грязный? (Профильтровать.)
Опыт №6.
Налить талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).
Воспитатель. Чистый снег или грязный? (Грязный.) Почему вы так решили? (Потому что салфетка стала грязной и на ней остались частички земли и песка.) Водяной, так что – можно есть снег или этого делать нельзя?
Водяной. Что вы! Я больше никогда не буду есть снег! Оказывается, он очень грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что снег холодный.
III. Заключительная часть. Итог деятельности.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (Перечисляют по карточкам-схемам все свойства воды.)
• Вода – это жидкость
• Вода – бесцветная
• Вода – безвкусная
• Вода – без запаха.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде. А еще одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Например, если срезать веточки быстро-распускающихся деревьев и поставить их в вазу с водой на видное место, то пройдет время, и они оживут. Вода – это основа жизни. Без воды не было бы жизни на нашей Земле.
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни!
Водяной. Спасибо вам еще раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду. (Уходит.)
Воспитатель. Водяной, обязательно приходи к нам вновь, и мы поиграем в новые игры с водой.
Детям предлагается самим сделать лед. Объясняю, что мы будем замораживать цветную воду. Ребята заполняют свою формочку цветной водой. Во время прогулки выносим поднос с формочками на улицу для замораживания. Цветными льдинками украшаем на участке дерево, горку, строим ледяной домик.