Юлия Матросова
Конспект занятия по формированию фонематического слуха детей старшей группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ обобщающего, подгруппового занятия
по формированию фонематического слуха у детей старшей группы с ТНР «В гостях у тетушки Совы»
Цель занятия : систематизировать и обобщить знания детей о гласных звуках [А, У, И, О].
Задачи занятия :
образовательные:
1) уточнить знания по теме «звук», «буква»,
Публикация «Конспект занятия по формированию фонематического слуха детей старшей группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
2) закреплять умение определять наличие или отсутствие заданного звука, позицию звука в слове,
3) совершенствовать навык выделять первый и последний звук в слове,
4) совершенствовать умение образовывать имена существительные множественного числа.
коррекционно-развивающие:
1) развивать зрительное внимание и восприятие,
2) развивать артикуляционную, мелкую и общую моторики,
3) развивать фонематический слух,
4) развивать речевое дыхание (плавный выдох воздушной струи,
воспитательные:
1) воспитывать интерес к звукам речи,
2) формирование взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Обогащение словаря:
звук, буква, слово, первый звук, последний звук, гласный звук,
Активизация словаря:
Схема слова, позиция звука,
Оборудование:
Интерактивная доска с презентацией, карта, плоскостное изображение домовенка Кузи, плоскостное изображение листьев с картинками на звук [у], плоскостное изображение Кота в сапогах, мяч, подносы, фишки, схемы для определения позиции звука, книги-подарки.
Предварительная работа:
• индивидуальная работа с каждым ребенком,
• проведение комплекса занятий по каждому заданию из обобщающего занятия,
• дидактические игры и упражнения «Где спрятался звук?», «Гласный или согласный», «Хлопки», «Подбери слово», «Цепочка слов» и др.
Ход занятия:
Часть занятия Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент (1 мин.)
Дети входят в кабинет, встают в круг.
Дети совместно с учителем-логопедом проговаривают текст приветствия «Здравствуйте» и выполняют соответствующие движения. (см. Приложение №1)
Напоминание логопеда: «Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре, верно, четко говорим, никуда мы не спешим»
Сообщение темы занятия
(2 мин.)
Логопед. (Л.) Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в гости в научное дупло к тетушке Сове. Пожалуйста, проходите.
На интерактивной доске включается видеозапись фрагмента «Уроки тетушки Совы»
На экране появляется тетушка Сова
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рада вас видеть у себя в гостях! Ребята, из моей азбуки-малышки исчезли некоторые звуки и буквы. Мне так грустно!»
Л. Какие звуки и буквы исчезли?
Сова (С.) : «Какие звуки исчезли, вы узнаете, если внимательно на меня посмотрите»
Упражнение «Угадай, по артикуляции»
Л. Ребята, поможем, тетушке Сове найти звуки и буквы.
С. «А поможет вам карта с заданиями и мои помощники»
Сова отдает карту. (Приложение 2) Дети подходят к интерактивной доске и встают полукругом.
Дети угадывают звуки, называют их: [А,У, О, И]. Гласные звуки
Ответы детей
Основная часть
(20мин)
Л. Дети, на карте написана загадка, давайте попробуем её угадать, тогда узнаем, кто нам поможет.
Как вы догадались?
Какой первый звук в слове «Айболит»?
Кого лечил Айболит?
(на экране появляются животные, которые лечил Айболит)
1 задание. «Назови животного со звуком [А]»
Давайте, внимательно посмотрим на экран и назовем животных, в названии которых есть звук [а].
Животных, с каким звуком называли?
Можем мы видеть звук [а], а что мы можем видеть?
Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [а] и появляется буква А).
Верно выполнили задание, молодцы! Ответы детей «Айболит»,
В слове «Айболит» первый звук [а]
Айболит лечил животных
Дети называют по очереди животных, в названии которых есть звук [а].
Ответы детей
Ответы детей
Л. Настала пора узнать, кто нам поможет дальше в поиске. (Загадываю загадку).
Правильно, домовой.
Кто у нас самый известный домовой?
2 задание. Игровое задание «Волшебные листья»
Посмотрите, сколько листьев Кузя собрал! Эти листочки непростые, волшебные: если на них подуть, можно увидеть рисунок. Каждый себе возьмет по листочку, подует на него и внимательно посмотрит, что нарисовано. Дуем правильно, делаем вдох носом, выдыхаем через рот, щеки не надуваем. (Спрашиваю по очереди у детей, что у них нарисовано)
Какой первый звук в словах, которые вы произносили?
Можем мы видеть звук [у], а что мы можем видеть?
Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [у] и появляется буква У). Мне понравилось, что вы старались правильно дуть и полным ответом отвечали на вопросы. Домовой,
Кузя
Дети подходят к мольберту с изображением домовенка Кузи.
Дети дуют на листья.
Дети отвечают:
У меня удод, (утюг, удочка, укроп, уши, утка, улитка, удав)
Ответы детей
Л. : Третью загадку слушайте внимательно, отвечайте старательно. (Загадываю загадку)
Правильно, Кот в сапогах. Подойдемте к нему, присаживайтесь на стульчики. Ребята, что такое сапоги?
3 задание. Игра «Один-много»
Давайте с вами поиграем в игру «Один-много» Например, Я буду кидать мяч и говорить: «Сапог», а вы мне будете мяч возвращать и говорить: «Сапоги».
Один ботинок
Одна кроссовка
Одна босоножка
Одна туфля
Одна тапочка
Одна балетка
Один валенок
Отлично, справились с этим заданием.
Какой звук вы называли последним во всех предметах обуви?
Можем мы видеть звук [и], а что мы можем видеть?
Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [и] и появляется буква И).
Верно, и с этим сложным заданием мы справились. Ответы детей.
Кот в сапогах.
Это обувь.
ботинки
кроссовки
босоножки
туфли
тапочки
балетки
валенки
Ответы детей
Ответы детей
Л. Следующий герой скоро пойдет к своему другу на день рождения. Давайте, попробуем отгадать, кто он? (Загадываю загадку)
4 задание. Упражнение «Где живет звук [О]?»
Верно, скоро у Малыша день рождения, Карлсон приготовил ему подарки: весло, сок, обруч.
Послушайте еще раз и скажите, какой звук чаще всего встречается в словах?
Звук [о] гласный или согласный?
Почему он гласный?
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Где может «жить» звук в слове?
Определим, где живет звук [о] в слове «весло».
Можем мы видеть звук [о], а что мы можем видеть?
Я что-то слышу. (На экране – азбука, слышится звук [о] и появляется буква О). Вы мои, умники и умницы, это задания оказалось нам по силам. Молодцы!
Карлсон
Звук [о]
Гласный
Его можно спеть
Красным цветом обозначаем гласные звуки.
В начале, в середине и в конце слова.
В конце слова
Дети на индивидуальных листах определяют позицию звука в словах «весло», «сок», «обруч».
Все звуки и буквы мы нашли, смело можем возвращаться к тетушке Сове. Давайте, в научном дупле организуем выставку картин!
5 задание. Упражнение с элементами кодирования «Выставка картин»
Надо нарисовать картину и вставить её в рамку: если название предмета будет начинаться на звук [а], то в красную рамку, [у] – оранжевую, [и] – розовую, [о] – фиолетовую.
Ответы детей
Дети по очереди подходят к интерактивной доске, «рисуют» картину, определяют место на выставке.
«Я нарисовала арбуз, слово начинается со звука [а], картину вставлю в красную рамку.
Заключительная часть
(3 мин)
Появляется тетушка Сова с азбукой-малышкой: «Мои, дорогие друзья, я так рада, что вы нашли звуки и буквы! Вы настоящие помощники! В знак благодарности я дарю вам, увлекательные книги с интересными заданиями! И до новых встреч!»
Итог занятия :
Л. Вопросы
У кого были в гостях?
Какие задания были легкие?
В чем испытывали трудности?
Что больше всего запомнилось?
Ещё пойдем в гости к тетушке Сове?
Мы сегодня долго трудились, выполняли трудные задания. Вы молодцы! Я вами горжусь! Можете отдохнуть!
До свидания!
Ответы детей
Список использованных источников
1. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5до 6 лет и с 6 до 7 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320с.