Лучший педагог года

«История ложки». Конспект занятия по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе

Любовь Григорьева
«История ложки». Конспект занятия по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с историей создания деревянной ложки.

Задачи:

образовательные:

познакомить с историей ложки;

нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

развивающие :

расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины - ложки, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа

Темочки:

развивать мелкую моторику рук и творческое воображение.

воспитательные:

воспитывать чувство любви и гордости к Родине.

Материалы и оборудование: Презентация «Не лопата не совок, что захватит то в роток», ложки деревянные, готовые ложки из картона в подарок, корзина.

Ход занятия:

Хозяюшка: Пожалуйте, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно ждём – поджидаем,

Посиделки без вас не начинаем.

Хозяюшка: Просим к нам в избу, красному гостю — красное место! Проходите, рассаживайтесь, в тесноте да не в обиде.

Хозяюшка: Я сегодня вас ждала и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, загадку нужно отгадать.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот.

Что это? (Ложка)

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка)

Хозяюшка: Вот вы какие молодцы. Отгадали мои загадки. Значит уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить. ложке)

Верно, мы будем говорить сегодня о ложке.

Хозяюшка: Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас знает, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана? Ложка пришла к нам из далека, из давних древних времен. И была она тогда совсем не такой красивой как сейчас.

Хозяюшка: Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды.

Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему? ( ответы детей: еда была горячая, обжигала руки)

Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.

Самая первая ложка была сделана из камня.

Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)

Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? ( ответы детей: неудобно, она тяжёлая)

Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Делать такую ложку было очень сложно.

Хозяюшка: На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.

Хозяюшка достаёт из корзинки деревянную ложку.

Хозяюшка: Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу. У каждого была своя ложка, её носили за поясом или в голенище сапога и ласково называли «хлебалочка», «едалочка». Дети в старину использовали ложки для игры : заворачивали ложку в лоскуток ткани, и она становилась ребёночком, её качали и пели колыбельные. Изготавливали ложки специальные мастера, которых называли — «ложечники». Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки — баклуши. Затем специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и в других странах. Очень часто их покупают в качестве сувенира.

Хозяюшка: А еще ложки могут быть- музыкальные.

Расписные наши ложки

Веселее, чем гармошки.

Как начнут на них играть

Так и хочется плясать!

Физкультминутка:

Ложки спят Дети сидят и держат в каждой руке ложку,

На коленочках лежат положив их себе на колени

Вот проснулись, потянулись, Поднять ложки перед собой, над головой,

опустить перед собой

Друг на друга оглянулись.

Завтракать они пошли, Подносить по очереди ложку ко рту.

Стали печь пирожки. Ударять ложка о ложку, переворачивая их

то вправо, то влево.

А потом пошли гулять Ударять медленно ложками по коленям, то

правой то левой рукой

Прыгать бегать и скакать Ударять по коленям одновременно

По дорожке пробежали Ударять быстро ложками по коленям

И нисколько не устали Стучать ложками перед собой

На качели сели,

К небу полетели:

Вверх- вниз Хлопнуть над головой, затем перед собой 2

раза

Вверх-вниз,

И за спинку спрятались? Спрятать ложки за спину

Надо ложки поискать,

С кем же будем мы играть?

Хозяюшка: А нам есть с кем поиграть, раньше, когда ребёнку хотелось поиграть или он закапризничает, мама брала первое, что находилось под рукой, а это часто было небольшое полешко, а позднее ложка и кусок материи или платок, оборачивала материей черпак ложки и получалась кукла в платке.

Хозяюшка: Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового о русской ложке и поиграли на ложках. А в честь сегодняшнего дня есть подарок у меня: кукол на ложке получайте, о нашей встрече — вспоминайте.

Литература:

1. Дыбина О. В. «Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов». –

М. : ТЦ «Сфера», 1999

2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для

дошкольников». – М. : ТЦ «Сфера», 2004г.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группе Цель: обобщить и закрепить знания, полученные за год. Задачи: Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять правильное.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме» Цель: Закрепить знания детей о рыбках, живущих в аквариумах, о необходимых условиях для жизни рыбок в аквариумах. Развитие мелкой моторики,.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мыльные пузыри»Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мыльные пузыри» Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мыльные пузыри» Цель: развитие познавательной деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«История ложки». Конспект занятия по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 11:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««История ложки». Конспект занятия по фольклорно-познавательному развитию во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева (УИ 44101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД