Елена Полупанова
Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные финансисты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Юные финансисты»
для детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Юные финансисты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия.
- Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить детей правильно распределять семейный бюджет.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес, умение размышлять, высказывать свою точку зрения;
- Развивать связную речь, пополнять активный словарный запас детей за счет следующих слов: деньги, семейный бюджет, пенсия, зарплата, монета, купюра, банкнота, доход и расход.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги, а также бережное отношение к деньгам, воспитывать у детей бережливость, желание помогать родителям экономить семейный бюджет.
Материал и оборудование: Телевизор, ноутбук, конверт с разрезными картинками (купюры) ,дидактическая игра «Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги?», копилка, сюрприз-шоколадные монеты.
Предварительная работа: Рассматривание разных денежных банкнот и монет, игра по финансовой грамотности «Хочу-Надо», чтение художественной литературы: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Серебряное копытце», «Морозко», рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы «Все профессии важны», «Что такое деньги?», «Что такое товар?», изготовление кошельков из бумаги (оригами).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети я сегодня утром приготовила конверт, а в нём разрезные картинки. Предлагаю вам собрать картинки и мы с вами узнаем, что на них изображено. Молодцы ребята.
Что на картинках изображено? (Деньги)
(Звучит звук монет. Незнайка собирает монеты, считает.)
Воспитатель: Дети я слышу звук монет. Пойдёмте посмотрим, что у нас случилось?
Воспитатель: Здравствуй Незнайка. Куда ты идёшь?
Незнайка: У меня есть 5 монет, вот в магазин я иду, хочу купить
на них конфеты. Мне так хочется много конфет.
Воспитатель: Что ты Незнайка, разве можно сразу все деньги потратить на сладости?
Сейчас мы с ребятами тебе Незнайка поможем.
Загадка:
«В кошелек мы их кладём,
С ними в магазин идём» (Деньги)
Правильно, это деньги.
Слайд №1
- Ребята, а какие бывают деньги? (Бумажные и металлические).
- Как называются металлические деньги? (монеты).
-Как называются бумажные деньги? (банкноты или купюры).
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке для чего деньги нужны?
Дети: Для того чтобы ходить в магазин, покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, покупать лекарства, если кто-то заболел. Если дети затрудняются с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т. д.
Воспитатель: Всё верно, в современном мире без них прожить невозможно.
Воспитатель: Незнайка не знает что можно, а что нельзя купить за деньги. Возьмите карточки и определите, это можно купить или нельзя за деньги и прикрепите к картине на доске.
Воспитатель: Давайте повторим, что нельзя купить за деньги? (ответы детей). Правильно дружбу, честность, доброту. Потому, что дружбу и любовь, ни за какие деньги не купишь. Это и есть главное настоящее богатство человека.
Незнайка: Ребята я предлагаю вам подвигаться.
Физминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда берутся деньги у родителей?
Дети: Родители работают и за это им платят зарплату.
Воспитатель: Давайте знакомиться с семьёй!
Слайд №2 Ребята- это папа. Посмотрите и скажите, где и кем он работает? (На стройке. Он строитель) За свою работу он получает зарплату.
Слайд №3. Это мама. Где и кем работает мама? (Мама работает в больнице, она детский доктор- педиатр) За свою работу она получает зарплату.
Слайд №4. Бабушка и дедушка – уже нигде не работают, т. к. старенькие. Но они получают пенсию, потому что работали, когда были молодыми.
Слайд №5. Знакомьтесь, это старший брат. Брат не работает, т. к. учится в институте. Учеба тоже труд, за него он получает стипендию. Стипендия – это тоже деньги. Что получает брат за свой труд?
Слайд №6. Его сестра нигде не учится и не работает. Она еще маленькая и ходит в детский сад. Государство заботится о детях и она получает детское пособие. Чтобы она росла счастливая м здоровая. И когда вырастит, станет взрослой сестра будет работать.
Воспитатель: Сейчас я проверю, внимательно ли вы меня слушали:
Сколько всего человек в семье? (ответы детей)
Как называются деньги, которые родители получают за свой труд?
Что получают бабушка и дедушка?
Что такое стипендия? Кто в семье ее получает?
Молодцы! Вы справились!
Слайд №7. Заработная плата, пенсия, стипендия - семейный бюджет.
Воспитатель: Как вы думаете в семье взрослые на что в первую очередь тратят деньги? (Ответы детей)
Слайд №8. Это товары и услуги первой необходимости.
Воспитатель: Давайте посмотрим.
Незнайка: Я немного запутался в доходах и расходах. Помогите
мне разобраться.
Воспитатель: Незнайка, все деньги, которые заработала семья, называется семейный доход.
Незнайка: Я понял. Всё то, на что семья тратит деньги, называется семейные расходы.
Слайд №9 Игра "Доход - расход":
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход» :
Я начну, а вы кончайте.
Хором мне вы отвечайте: доход или расход:
Мама получила зарплату – доход
Бабушка заболела – расход
Выиграли приз – доход
Потеряли кошелёк – расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашли на улице 100 рублей – доход
Купили продукты – расход
Вам подарили подарок на д/р – доход
Мама получила премию – доход
Папе купили запаску на машину – расход
Воспитатель: Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? Правильно. Деньги можно хранить в кошельке, в банке, в копилке. В банке деньги не просто будут сохраняться, доход будет увеличиваться. Денег станет больше.
Незнайка: Я знаю, что у многих детей есть дома копилка. Дети, что бы вы купили на накопленные деньги? Предлагаю поиграть. Становитесь в круг.
(Незнайка держит копилку и даёт детям.)
Игра «Копилка желаний». Дети передают из рук в руки копилку и произносят свои желания.
Незнайка: Невозможно все желания исполнить, потому что взрослые делают покупки первой необходимости.
Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадки.
1. Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся: и крупа, и самовар называются (товар)
2. На товаре быть должна, обязательно (Цена)
3. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет (Кассир)
4. Мебель, хлеб и огурцы продают нам (Продавцы)
5. Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? (Покупатель)
6. И врачу, и акробату выдают за труд (Зарплату)
7. Из какого аппарата выдаётся людям зарплата? (Банкомат.)
8. Нужно ли мыть руки, после того как вы брали деньги? Почему? (Да)
Дети: Потому что на деньгах скапливается очень много микробов. И если руки не помыть, а взять в них яблоко, и съесть его, то все эти микробы попадут в организм. И будет болеть живот.
Воспитатель: Молодцы ребята, со всеми загадками справились.
Воспитатель: Незнайка, ребята хотят тебе напомнить правила обращения с деньгами.
Рассказывают дети:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. В первую очередь тратить деньги на самое необходимое.
3. Невозможно иметь все, что хочешь.
4. Деньги можно накопить или потратить.
5. Завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
6. Бережно относиться к деньгам.
Незнайка: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними
обращаться. Теперь я буду правильно пользоваться деньгами. Я сегодня куплю шоколадку, а оставшиеся деньги положу в банк. Спасибо.
Я вам дарю копилку за ваши знания. А мы тебе Незнайка дарим конверт с разрезными картинками, на которых изображены деньги. До свидания.
Рефлексия:
- А сейчас я вас приглашаю встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Дети, продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»
- Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда берутся деньги и как тяжело их зарабатывать, что покупается на деньги.
- Мне очень понравилось с вами играть. Давайте посмотрим, что же в копилке лежит. За то, что вы помогли ему, Незнайка вам подарил монетки, но не простые, а шоколадные. Давайте скажем всем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»