Ирина Инякина
«Семейный бюджет». Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представления о семейном бюджете, его важности и основах управления финансами.
Задачи:
Образовательные:
введение понятия «семейный бюджет»;
объяснение основных источников доходов семьи (зарплата родителей, пособия, пенсии);
расширение представлений детей о многообразии потребностей человека;
учить различать понятия "хочу" и "надо"
Развивающие:
развитие логического мышления через решение финансовых задач.
способствовать развитию связной речи
Воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения;
воспитывать в детях бережливость и умение разумно тратить деньги.
Обогащение словаря: бюджет, семейный бюджет.
Активизация словаря: доход, зарплата, пенсия, стипендия,
Предварительная работа: чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха – цокотуха», пословицы и поговорки.
Материал и оборудование: «Чудесный» мешочек с героями сказки Теремок, маски героев сказки Теремок для детей, коробка «Семейный бюджет», макет денег номиналом 100 рулей 6 купюр, стеллаж с игрушками для игры «Магазин», касса, магнитная доска, магниты, карточки с изображением предметов для игры «Хочу и Надо».
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят полукругом. Педагог приносит «чудесный» мешочек и показывает детям.
Я чудесненький мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть?
Педагог: Ребята, а вы любите играть? (Да)
Давайте, посмотрим, что же в этом мешочке! (Дети рассматривают, что в мешочке, доставая фигурку (персонажи сказки «Теремок») и называют ее).
Давайте ребята назовем, кого же вы достали из мешочка?
Дети: лягушка, мышка, зайка, лисичка, волк и медведь.
Педагог:
По героям, без подсказки,
Угадаем эту сказку.
Дети: Теремок
Педагог: Молодцы, вы правильно угадали сказку. Эта сказка Теремок. Жили наш герои дружно, каждый занимался своим делом, как одна большая семья. А хотели бы вы стать героями сказки?
Дети: Да
(Выбираем 6 детей, надеваем маски героев Приложение №1. Остальные дети придумывают сюжет сказки).
Педагог: Давайте придумаем, кто, чем занимался в нашей семье.
Лисичка – сестричка работает в салоне красоты, кем?
Ответ детей (парикмахер, визажист, массажист и т. д.)
Волчок – серый бочок работает в больнице, кем?
Ответ детей (врач, медбрат, лаборант и т. д.)
Педагог: Каждый день они что-то делают, и за это на конец месяца им дают деньги. Кто знает, как называются деньги, которые дают за работу?
Дети: зарплата
Педагог: Правильно, Зарплата – это деньги, которые получают за работу.
Медведь – самый старший житель Теремка. Сейчас Медведь уже не ходит на работу, он печет пироги с малиной для всей семьи. Но раньше, много лет работал в Цирке и веселил детей своими выступлениями, и за это он получает, что? Кто знает? Деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим много лет?
Дети: Пенсия
Если дети затрудняются с ответом, то помогаю с ответом.
Педагог: Правильно, Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, которые проработали много лет.
Зайчик – побегайчик учится в университете. И за свой труд получает стипендию. Стипендия – это деньги, которые платят за успехи в учебе.
А Лягушка – квакушка и Мышка – норушка – самые младшие в семье. Они ходят в детский сад, и не получают никаких денег. Но они помогают вести домашние дела по Теремку: вытирают пыль, поливают цветы (дети дополняю обязанности героев).
Педагог: Вот наши герои жили так месяц и получили за свой труд деньги. (Раздаем макет денег, номиналом 100 рублей каждому герою). Пришли домой, и решили положить их в одну коробку.
Педагог: Кто из героев положит в коробку и что?
Дети: Лисичка и Волчок положат в коробку зарплату, Медведь – пенсию, Зайчик – стипендию. А Лягушка и Мышка? (Дети кладут деньги в коробку).
Дети: нет, они ничего не положат, так как ничего не получают.
Педагог: Правильно, деньги дают за труд, просто так их не дают.
Физкультминутка.
1,2,3,4,5 (шагаем на месте)
Будем мы в бюджет играть (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Раз – зарплата папы (чуть-чуть присели)
Два – зарплата мамы (присесть ниже)
Три – бабушкина пенсия (присесть еще ниже)
Четыре – братика стипендия (присесть на корточки)
Ну, а пять - еще мал
Не имеет капитал. (развести руки в сторону
Он, как только подрастет - (медленно поднимается)
Будет приносить доход.
Педагог: Ребята, все деньги, которые поступают в эту коробку семьи, называют - доход.
И стали наши герои думать и мечтать, куда же они их потратят.
Что купили бы вы?
Дети: Я, Лягушка – квакушка, купила бы себе самокат.
Я, Мышка – норушка, купила бы себе – конструктор.
Я, Зайчик – побегайчик, купил бы себе – скоростной велосипед.
Я, Лисичка - сестричка, купила бы новый фен.
Я, Волчок – серый бочок, купил бы – телефон.
Я, Медведь – косолапый, купил бы – миксер.
Педагог: Ребята, могут ли наши герои потратить все деньги на свои желания?
Выслушиваю ответы детей.
Педагог: Наши мнения разделились. Чтобы не спорить, давайте проверим. Поиграем в Дидактическую игру «Магазин». Согласны?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Магазин»
Правила игры: Дети приходят в магазин, где стоят стеллажи с товаром (игрушки, посуда, техника и продукты). Один товар стоит одна купюра 100 рублей. Продавец на кассе обменивает товар на купюры. Продавца выбираем из детей.
Педагог: Наши герои взяли свои деньги, и пошли в магазин. (Дети выбирают товары по желанию) Расплатились на кассе и радостные, и уставшие вернулись домой. Захотели попить чая, а сахар закончился, и закончилось печенье. Что же делать?
Дети: Пойти в магазин и купить.
Педагог: А остались деньги?
Дети: Нет, все потратили.
Педагог: А могут нам дать в магазине товар без денег?
Дети: Нет.
Педагог: Правильно, ведь все стоит денег и без денег нам в магазине ничего не дадут.
Педагог: Правильно поступили наши герои, потратив все деньги на свои желания?
Дети: Нет
Педагог: А как надо было поступить?
Дети: Сначала надо купить все необходимое, а потом все остальное.
Педагог: Правильно, для того чтобы не оказаться в такой ситуации, должны распределить деньги на необходимые вещи в первую очередь, а те деньги, которые остались можно тратить на свои желания.
Необходимо составить план, который помогает нам понимать, сколько у нас есть денег и как мы можем их использовать – это называется бюджет.
И решили наши герои сесть и составить план. Достали коробку и назвали ее Семейный бюджет – это совместный план, который помогает всем быть счастливыми и не забывать о своих желаниях и нуждах. Давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Хочу и надо» Приложение №2.
Правила игры: У меня есть карточки, на которых изображены некоторые предметы, ваша задача распределить их на «Хочу» и «Надо». В колонке «Хочу» могут находиться те предметы, которые бы ты хотел, но мог бы без них обойтись, а в колонке «Надо» находятся те предметы, без которых нельзя прожить.
«Надо»
Еда
Оплата коммунальных услуг, д/с, секции
Одежда, обувь
Оплата бензина, транспорта
Лекарство
«Хочу»
Сладости
Игрушки
Кафе и развлечения
Отдых на море
Педагог: Ребята, вы очень хорошо справились и правильно распределили карточки. А теперь, давайте достанем деньги из коробки и в колонке «Надо» напротив каждой карточки прикрепим по одной купюре.
(Выбираем 5 детей, которые прикрепят напротив карточки купюру и объяснят, почему эта карточка находится в колонке «Надо»)
Педагог: Молодцы, ребята. Остались у нас деньги? Много?
Дети: Да, осталась одна купюра.
Педагог: Это не очень много и вряд ли хватит, чтобы исполнить желания всех членов семьи, но на следующем занятии я вам расскажу, как сделать так чтобы все были довольны, научу вас копить деньги. И расскажу, как можно увеличить доход семьи.
А сейчас нам пора возвращать наших героев из сказки.
Вам понравилось занятие?
Что нового вы узнали?
Педагог: Я вас всех благодарю за игру, мне очень понравилось.