Кладницкая Светлана
Конспект занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Задачи:
1. Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.
2. Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
3. Научить детей бережно относиться к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.
Методы обучения:
Словесный - объяснение, беседа, диалог.
Наглядный - просмотр слайдов, карточки с терминами и иллюстрации.
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Практический - работа на компьютерах (тест, расчет доходов и расходов, ролевая игра.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:
-карточки со словами: пенсия, зарплата, стипендия, пособие, пенсия по инвалидности;
-карточки со словами: плеер, швейная машина, стиральная машина, холодильник, розовая кофточка.
- фартук, платок, галстук, книга, костыль, ручки.
-Бланки для игры «Распредели бюджет»
Средства ТСО: презентация, аудио запись, интерактивный тест.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Беседа о понятиях: семья, бюджет.
Слайд
-Как стать богатым?
-О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
Слайд
Какое слово получилось? (Бюджет)
Что оно означает?
Бюджет-это план доходов и расходов. В переводе с английского означает «Денежная сумка»
Слайд
Что такое доход? (разные виды денежных поступлений)
Слайд
Что такое расход? (денежные затраты)
З. Ролевая игра «Источники доходов семьи».
На столе лежат карточки.
Воспитатель распределяет роли и раздает реквизит:
1. Бабушке - платок.
2. Папе - галстук.
3. Маме - фартук.
4. Старшему брату - книгу.
5. Человек с ограниченными возможностями - костыль.
Задание.
- Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку). А вы должны проверить правильность выбора. Дружная семья встаёт в ряд. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно. (Дети читают хором источники доходов).
Воспитатель - Бабушка Дети - Пенсия.
Воспитатель - Папа.
Дети - Зарплата.
Воспитатель - Старший брат.
Дети - Стипендия.
Воспитатель - Мама с маленькой дочкой.
Дети - Пособие.
Воспитатель-Инвалид
Дети - Пенсия по инвалидности. Воспитатель - Молодцы!
4. Понятия «гонорар, процент, прибыль»
-Какие еще источники доходов вы знаете?
Слайд
Гонорар — вознаграждение за труд по договору. Между кем и кем могут заключаться так» договора? Писатель или поэт заключают договора с издательствами, которые выпустят их книги. Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными продюсерами. Художники договариваются с покупателем или владельцем художественного салона, который выкупит картину.
Слайд
Процент - Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в
банке, то от банка семья получает определенную сумму денег, которая
называется процент.
Слайд
Прибыль - Если кто- то из членов семьи имеет собственную фирму или собственно, предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.
Слайд
5. Практическое задание.
- Давайте повторим из чего складывается статья доходов и расходов бюджета семьи.
На экране вы видите слова: зарплата, одежда, пенсия, лекарства, стипендия, оплата за детский сад, пособие, квартплата, секции, кружки, транспортные услуги, прибыль, продукты, гонорар, проценты, обувь, кредит за товар.
Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.
Слайд
Проверим как вы справились с заданием.
Доходы Расходы
Зарплата Квартплата
Пенсия Транспортные услуги
Стипендия Продукты
Пособие Лекарства
гонорар Оплата за детский сад
Проценты Секции, кружки
Прибыль Одежда
Обувь
Кредит за товар
6. Игра «Распредели бюджет»
— Давайте проделаем опыт.
Задание:
Сейчас вы разделитесь на группы - семьи и получите листы, на которых будут написаны названия товаров.
-Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц.
-Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.
Воспитатель раздает листы.
-А теперь я вам дам по второму листу. На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами услугами.
-Сложите все рубли. Какая сумма у вас получилась?
-А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 20.000 рублей в месяц.
-У кого сумма больше этой цифры? Что образовалось в вашем семейном бюджете? (Дефицит рублей.)
-У кого сумма меньше20.000? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)
-Что мы выяснили?
-Что планировать семейный бюджет нужно исходя из доходов. Как правильно спланировать свой бюджет?
-Надо экономить, отличать необходимые потребности от тех, без которых человек может обойтись.
7. Практическое задание.
-Я сейчас раздам вам карточки со словами-товарами, а вы должны
выстроится в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:
-плеер
-швейная машина -стиральная машина -холодильник -розовая кофточка
Слайд
Проверим:
1. Холодильник
2. Стиральная машина
3. Швейная машина
4. плеер
5. Розовая кофточка
Вывод: надо обдумывать каждую покупку, осознавать необходимость приобретения данной вещи.
8. Тест «Проверь себя»
-А сейчас садитесь и мы с вами пройдем тест, чтобы повторить то о чем мы говорили.
9. Игра «Да, нет»
А теперь поиграем в игру «Да, нет» и узнаем, как можно экономить деньги в семье.
Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное говорите да, если не правильное - нет.
1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)
2. Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)
3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)
4. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)
5. Экономя семейный бюджет - откажись от экскурсии в музей. (Нет)
6. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)
7. Бережно относись к своим вещам. (Да)
8. Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)
9. Старайся больше ходить пешком. (Да)
10. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)
4. Рефлексия занятия
-Сегодня на занятии вы выступили в роли маленькой семьи и учились планировать бюджет семьи.
-Какие новое понятие вы сегодня узнали? (Бюджет семьи, проценты, прибыль, гонорар)
-Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет?
-Важно, чтобы расходы не превышали доходы, а для этого надо грамотно планировать доходы и расходы. Если вы будете тратить деньги бездумно, то никогда не станете богатыми.