Анна
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе. «Добрый гость всегда в пору»
Программные задачи.
Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Учить правилам русского гостеприимства. Обогащать знания детей о русских народных обычаях и традициях. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное бережное отношение к хлебу. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, русские народные песни и игры.
Ход занятия
Воспитатель (Хозяйка) приветствует детей старинным русским обычаем, «хлебом – солью».
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе, „Добрый гость всегда в пору“» размещена в разделах
Здравствуйте, люди добрые!
Милости просим.
Если величать,
Так на пороге встречать.
Воспитатель : Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству, русской старине. А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).
А какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?
Дети рассказывают поговорки:
1. «Без обеда не красна беседа»
2. «Что есть в печи, все на стол мечи»
3. «Умел в гости звать, умей и угощать»
4. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»
5. «Добрый гость всегда впору»
6. «Гостю щей не жалей, а погуще лей»
7. «Где слова привета, там улыбка для ответа»
8. «Не дорог обед, - дорог привет»
9. «От учтивых слов язык не отсохнет»
10. «Хороший гость дому радость»
11. «Чем богаты, тем и рады»
Воспитатель : Молодцы! Вы знаете много поговорок о русском гостеприимстве. Русская старина вся пронизана добром. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”.
Славится он первым на селе
Ставится он первым на столе,
Сытный, белый и ржаной,
Выбирай, тебе какой!
Воспитатель : Как вы думаете, о чем эти слова? Правильно, о хлебе.
Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы. Ребята, вспомните их пожалуйста.
1. «Хлеб всему голова»
2. «Хлеб на стол, так и стол – престол»
3. «Плох обед, коли, хлеба нет»
4. «Хлеб – дар божий, отец, кормилец»
5. «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»
6. «Худ обед, коли, хлеба нет»
7. «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом».
Проходите гости дорогие!
Горница у меня не большая
Да красивая какая!
На убранство поглядите и про все мне расскажите.
Воспитатель : Есть ли в моей избе уже знакомые вам предметы? Для чего они служили?
Загадки:
Не бык, а бодает, не ест, а хватает. (Ухват,
Конь черен – в огне проверен. (Кочерга)
На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)
Как называется посуда, в которой готовили еду в русской печи. (Чугунок)
Как называется обувь, сплетенная из коры дерева (липы). (Лапти)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот. (Ложка)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Все чай пить велит. (Самовар)
Воспитатель : Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.
Проводится подвижная народная игра «Барашеньки-крутороженьки».
Воспитатель : Предлагаю вам испечь для дорогих гостей пироги румяные, да сладкие. А как готовить тесто для пирогов вы знаете? Чтобы пироги удались на славу тесто долго ходит, бродит, это занимает много времени. Я пораньше сегодня пришла и замесила тесто.
На столе у каждого ребёнка поднос с заранее приготовленным тестом и всё необходимое для приготовления пирогов. Каждый ребёнок делает один пирожок и укладывает его на протвинь.
Воспитатель : Молодцы, очень красивые у вас получились пироги. Хорошо потрудились! Понравилось ли вам у меня в гостях? Что интересного узнали? Что вам больше всего понравилось? Ну а теперь до свидания, гости дорогие. Приходите еще ко мне в гости.