Елизарова Камилла Усмановна
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Где живет обида?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Где живет обида?"
Выполнила:
Елизарова Камилла Усмановна
воспитатель 1кв. категории
МБДОУ «Детский сад №283 «Золотой ключик»
г. Нижний Новгород
Цель: помочь детям быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга.
Задачи:
- Раскрыть детям содержание понятия «обида»;
-Обеспечить понимания элементарного объёма базовых понятий православной культуры: Прощение, Душа, Творение;
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию „Где живет обида?“» размещена в разделах
-Соотнести базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.
Ход занятия:
(Дети сидят на стульчиках)
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Вы сегодня пришли в детский сад с хорошим настроением? (ответы детей).
Воспитатель:
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Цветонастроение». И тогда нам сразу станет ясно, у кого какое настроение. (Предлагаю детям выбрать такой цвет лепестка, который соответствует их настроению, а остальные дети угадывают. Лепестки собираем в «ромашку настроения»).
Воспитатель:
- Ребята, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение.
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок
Будь добрым и вежливым, с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить,
И слов унизительных не говорить.
Воспитатель:
- Скажите мне, а что может обидеть человека ещё? (несправедливость, грубость, ложь, неуважительное обращение).
- Можно обиду потрогать? (Нет).
- Есть ли у неё вкус, запах? (Нет).
- Ребята, а что может обидеть лично вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей).
Воспитатель:
- А как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).
Воспитатель:
- А может ли быть нарушена дружба, если кто-нибудь из ребят обзывает другого обидными словами? (Ответы детей).
Воспитатель:
- А что следует сделать, чтобы восстановить дружбу? (попросить прощения, не говорить грубых слов).
- А сейчас я предлагаю послушать ещё одно стихотворение.
Обида.
Я сестрёнке надерзил
И её обидел,
Я её такой несчастной
Машеньку не видел.
Стало мне не по себе,
В сердце – огорченье
Подошёл к сестрёнке я
Попросил прощенья.
Воспитатель:
- Почему на душе у мальчика стало грустно? (Он обидел сестрёнку).
- Как мальчик вернул мир в свою душу? (Попросил прощения).
- Ребята, а как вы думаете, как надо просить прощения? (Ответы детей).
- Правильно. И просившего прощения нужно обязательно прощать, и не обижаться на него.
Воспитатель:
- Давайте запомним с вами одно очень важное правило жизни:
Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним.
Воспитатель:
- А как нужно относиться к людям? (По доброму, с уважением, чаще улыбаться, называть по имени).
- Ребята, а увидеть обиду можно? (Да, на лице человека).
- Изобразите обиду на своих лицах. Я — зеркало, а вы в него смотритесь. А теперь посмотрите друг на друга. Вот вы и улыбнулись.
Воспитатель:
- А что вас больше всего обижает, здесь в садике, в нашей группе? (ответы детей).
Воспитатель:
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кого обидел первым».
Это игра поможет вам примириться и простить все обиды.
- Кто кого обидел первым? (Воспитатель)
- Он меня! Нет он меня! (Дети)
- Кто кого обидел первым? (Воспитатель)
- Кто кого ударил первым? (Воспитатель)
- Он меня! Нет он меня! (Дети)
- Вы ведь раньше так дружили? Что же вы не поделили?
- Я забыл! И я забыл! (Дети обнимаются).
Воспитатель:
- Чувство обиды – одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе.
-Ребята, скажите пожалуйста, а как вы себя чувствуете, когда обидели кого-то? (Плохо, на душе тяжело, грустно, неприятно).
Воспитатель:
- Бывает часто и такое: что мы решили для себя, что простили того человека, который нас обидел, но мы снова и снова испытываем боль, вспоминая прошлое. Значит истинное прощение ещё впереди.
Воспитатель:
- Обида – живёт в нашем сердце. Только она спит. А несправедливые действия дают ей возможность проснуться. Она просыпается от несправедливости. И если она проснулась, с ней плохо, тяжело. Надо постараться забыть о причинах и не таить обиду на других, не думать о ней, не давать ей долго оставаться в душе.
- И если вдруг обида проснулась в вас, то нужно забыть о ней, извиниться за свои поступки, сделать что-то приятное, пожать руку, улыбнуться, обнять, посмотреть в глаза.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте пожалуйста ещё одно стихотворение.
«Кто кого обидел?»
(К. Льдов)
Рассудите, дети:
Лена иль котенок
Быть должны в ответе?
Сладко почивала
Киска на подушке;
Вдруг подкралась Лена
К дремлющей Мяушке.
Разбудила киску,
Брать на ручки стала.
Жалобно спросонок
Киска запищала,
Стала вызываться
И царапать Лену, --
Нанесла шалунье
Горькую обиду!
Кто ж из них, скажите,
Должен быть в ответе, --
Кто кого обидел?
Рассудите, дети.
Воспитатель:
- Ребята,ответьте, кто кого обидел в этом стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель:
-Давайте, договоримся с вами, что мы никогда, никого не будем обижать, даже маленького котёнка!
Дети:
-Обещаем!
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас посмотрите вот на эту картинку. («Детская молитва», Хрестоматия 2, с. 69).
- Что нарисовано на картинке? (Девочка молится. Она о чём–то просит Матерь Божью).
Воспитатель:
- Мы не знаем, о чём она просит, но, возможно, она просит научить её прощать обидчиков.
Воспитатель:
- А ещё я хочу вам рассказать о таком дне как Прощёное воскресенье. Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.
Воспитатель:
- Ребята, давайте все улыбнемся друг другу, посмотрим нежно в глаза, попросим друг у друга прощения и забудем все обиды.
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам спеть песню «Улыбка».
(Под фонограмму дети поют песню).
Воспитатель:
- Ребята, давайте сядем за столы и нарисуем улыбку ваших родных и близких, друзей.
Творческая деятельность «Улыбка».
(Дети под музыку песни «Если добрый ты» рисуют портреты).
Рефлексия.
- А затем рассмотрим все рисунки и выберем самые лучшие.
И на этом наше занятие подошло к концу.
Спасибо за внимание! Все молодцы!