Сагдеева Гузалия
Конспект занятия по ДПИ «Хоровод русской матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;
- Познакомить с семеновской матрешкой;
- Закреплять умение использовать при росписи матрешек
нетрадиционную технику рисования.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие и воображение;
- Формировать творческие и креативные способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.
Публикация «Конспект занятия по ДПИ „Хоровод русской матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Приемы: рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма, беседа, художественное слово, загадка, частушки, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.
Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.
Словарная работа: использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая). Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне
музыки…
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
(Ответы детей - русская матрешка)
Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал.
Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.
Из чего делают матрешку? (из дерева) Из какого дерева? (березы, елки, липы)
Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.
(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)
Воспитатель: Что сначала делает мастер?
Дети: подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.
Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?
Дети: Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.
Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?
Дети: Покрывает ее лаком для прочности.
Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)
Какие цвета в росписи используют художники?
Дети: Красный, синий, зеленый и т. д.
Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?
Дети: Она в руках держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук.
Воспитатель: Как расписан платочек?
Дети: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.
Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?
Дети: Веселой, озорной, игривой, радостной, праздничной, доброй, ласковой, нарядной, праздничной и т. д.
Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка?
Воспитатель: Хотели бы вы ее расписать? (получает согласие детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку?
Дети: пальчиком, «тычком», ватной палочкой, цветными и пастельными
карандашами, красками, перышком, печатками.
Физминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно
расписывают Матрешек)
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.
После завершения росписи проводит итог)
Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!
Да и сами матрешки мастерицы хоть куда : и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.
Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?
(Под музыку выбегают Матрешки)
Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)
1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вчетвером поем частушки
И танцуем вчетвером.
2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая
игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.