Ирина Алексеевна Печникова
«Сочиняем песенку». Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Музыкальный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста «Музыкальный калейдоскоп».
Тема занятия : «Сочиняем песенку».
Цель: сформировать навыки и умения в воплощении музыкально-художественного образа в сочинении песен.
Задачи:
-Развивать творческие способности, используя средства музыкальной выразительности в сочинении мелодий.
Публикация «„Сочиняем песенку“, Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе „Музыкальный калейдоскоп“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
- Формировать умение исполнять ритмический рисунок мелодий на различных шумовых инструментах, а так же используя любые подручные средства.
-Вызвать у детей инициативу самостоятельного применения, усвоенных способов написания мелодии.
-Стимулировать попытки исполнять сочиненные музыкальные фразы на музыкальном инструменте (металлофон).
-Воспитывать интерес к музыке, бережное отношение к животным.
Предварительная работа:
На занятии в группе дети совместно с воспитателем сочиняют стихотворение о котенке (используется мягкая игрушка или картинка). Рассматривают иллюстрации котов в разных двигательных позициях.
Дети вспоминают рассказы о котятах, мультипликационные фильмы, а так же занятные истории из жизни домашних питомцев. Поют знакомую песню «Котенок» на сл. Л. Степаненковой, муз. И. Печниковой.
Эту работу дети сопровождают рисунками, аппликациями, поделками из различных материалов.
Дидактические инструменты:
- мягкие игрушки, картинки котов;
- нотные станы с нотками – кружочками (цветными и черно-белыми);
- ритмические карточки с изображением длительностей нот;
- карандаши, ложки, коробки, кубики;
- металлофон, электронное пианино.
Ход занятия.
1 часть
В группу приходит письмо от Камертоши и Домисольки.
Воспитатель читает его: «Дорогие друзья! Очень скоро мы приедем к вам в гости. Посылаем вам картинку замечательного пушистого котенка, а для чего мы его вам прислали, вы должны догадаться сами. Ваши Камертоша и Домисолька».
Дети обсуждают письмо и вспоминают, что о котике они сочинили стихотворение.
Звучит в записи песня «Семь нот» на сл. А. Комаровой, муз. И. Печниковой.
Услышав любимую песню, дети подхватывают ее.
Входит музыкальный руководитель, Камертоша и Домисолька.
Воспитатель : «Здравствуйте дорогие Камертоша и Домисолька. Мы получили ваше письмо с картинкой котика и догадались, что сегодня в очередной раз будем сочинять песенку».
Музыкальный руководитель предлагает кому-нибудь из детей прочитать сочиненное стихотворение про котика.
Котик у меня живет,
Свои песенки поет.
Ловко прыгает и пляшет,
Хвостиком пушистым машет.
Лапки – царапки, хвостик – шалун.
Друг мой котишка
Известный шалун.
После прочтения стихотворения детям предлагается воспроизвести ритмический рисунок стихотворения:
- произнести стихотворение по слогам в заданном ритме;
- простучать ритмический рисунок отдельных фраз, используя различные шумовые инструменты и подручные средства (ложки, кубики, коробки, карандаши);
- сопровождать хлопки в ладоши и удары по столу слогами «та» (на длинный слог) и «ти» (на короткий слог).
Далее детям предлагается смоделировать ритмический рисунок, используя ритмические карточки с изображением длительностей нот.
Музыкально-ритмическая гимнастика «Котенок».
Котик бегает, играет, (дети бегут подскоком)
Ищет бантик под столом (ползают)
И, найдя его, хватает, (кистями рук совершают хватательные движения)
Покатившись кувырком. (лежа на спине, совершают повороты туловища в одну и другую сторону)
2 часть
Появляется игрушка – котенок, который мяукает, приглашая детей продолжить работу над сочинением песенки.
Продолжается работа с текстом. Разбирается каждая фраза. Ребенок, исходя из характера образа написанного, решает сам, какая должна быть интонация мелодии. Рассказ о котике – соседние нотки, без скачков, плавная мелодия, ритм спокойный, размеренный (восьмые, четвертные длительности).
Музыкальный руководитель уточняет у детей, для «окраски» каких слов требуется интонационный скачок? Дети отвечают: «Котенок прыгает и скачет».
Таким образом выясняется, какие средства певческой выразительности помогают передать содержание песни.
Каждому ребенку предоставляется возможность написать мелодию на отдельно взятую фразу.
В завершении педагог предлагает детям исполнить написанные фразы мелодий на металлофоне. Затем, совместно с педагогом, дети поют песню целиком. (Приложение № 1)
Творческий процесс на этом не заканчивается. Дети высказывают предложение дописать свое окончание песни. (Котенок мурлыкает, мяукает.) Дети сами выкладывают на нотном стане нотки, имитирующие звуки мяукающего и мурлыкающего котенка. (Приложение № 2)
Игрушка – котенок мяукает, мурлыкает от удовольствия, просится с ребятами на прогулку.
Домисолька и Камертоша хвалят детей и прощаются, обещая вернуться еще.