Ворончихина Наталья
Конспект занятия по ЧХЛ «Чтение рассказа С. Сахарнова «Два радиста»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширять знания детей о труде взрослых (радиста, воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки товарища, умение вовремя оказать помощь людям, попавшим в беду. Формировать понятие «друг, умение правильно оценивать поступки героев, делать выводы. Формировать у детей навыки связной речи (отвечать на вопросы, составляя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используя главные и второстепенные члены предложения, союзы).
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь. В группу заходит мальчик Ваня. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Ваня. Скажите, а куда я попал?
Дети: - В детский сад.
Публикация «Конспект занятия по ЧХЛ „Чтение рассказа С, Сахарнова „Два радиста“» размещена в разделах
Ваня: - Странно, видимо я заблудился, я шёл в военное училище поступать.
Воспитатель: - А зачем тебе в военное училище?
Он говорит:- Я хочу служить на корабле.
Воспитатель: - А кем ты хочешь служить на корабле?
Ваня: - Радистом.
Воспитатель: - А ты знаешь, что быть радистом очень ответственно. На корабле работают радисты, чтобы на других кораблях знали, что плывет другое судно. И для радиста важно знать азбуку Морзе. Сигналы азбуки Морзе радист получает с помощью наушников. Азбука Морзе – это сочетание точек и тире. Все радисты сначала изучают эту азбуку, а затем учатся передавать. От работы радиста зависят все люди на корабле. Бывают такие ситуации, когда корабль попадает в беду. И именно на радиста надеется весь экипаж, что он вызовет помощь. Вот поэтому прежде чем стать радистом нужно много учиться.
- Садись к нам Ваня, я хочу прочитать вам рассказ писателя Сергея Сахарнова. У него есть целая книга о людях морских профессий, которые плавают на всевозможных кораблях, выполняют самую разную работу. Эта книга называется «Самый лучший пароход». А рассказ будет о радистах.
Сергей Сахарнов написал рассказ о двух радистах, которые работали на кораблях и вовсе не считали свою работу героической. Послушайте его.
Два радиста.
Служили на Охотском море два радиста.
Один плавал на рыбачьей шхуне «Волна», второй — на грузовом пароходе «Пугачев».
Рано утром садился радист «Пугачева» за черный металлический ящик с блестящими ручками — радиостанцию, включал ее и начинал передачу. Он нажимал пальцами то коротко, то длинно на медный рычажок — радиоключ, и в воздух летели короткие и длинные гудочки — точки и тире: «Пи-пи-пиии-и.»
И бывало, что радист «Волны» в это время надевал наушники, слышал эти сигналы и, привычно складывая их в буквы и слова, читал:
— П-е-р-е-д-а-ю д-л-я в-а-с п-о-г-о-д-у.
Потому что именно так радисты всего мира разговаривают друг с другом.
— Куда идете?
— На Камчатку.
— А мы на Сахалин.
Вот и весь разговор.
Но однажды случилась беда. Шхуна наскочила в тумане на камни, пробила дно и стала тонуть.
Рыбаки бросились к насосам. Напрасно: холодная вода все равно заполняла шхуну.
— Не успеваем откачивать воду,— сказал капитан. — Надо звать помощь!
Тогда радист повернулся и полез вниз, в свою каюту.
Стоя по пояс в воде, он начал складным ножом отвинчивать от стола радиостанцию.
Вода в каюте поднимала выше и выше, а радист все работал. Он сломал нож, до крови ободрал пальцы, но все-таки снял станцию и вытащил ее на палубу.
«Пи-пи-пии-и.» — полетели в воздух тревожные гудочки. На этот раз они были слабые-слабые, потому что станция отсырела и работала плохо.
Но никто не отвечал радисту.
— Видно, помощь не вызвать! — сказал капитан.
И вдруг радист услыхал в наушниках знакомые сигналы. Это отвечал «Пугачев».
Никто во всем мире не смог разобрать слабых сигналов шхуны, а радист «Пугачева» разобрал. И тогда он лихорадочно стал повторять их, работая на своей сильной станции:
«Пи-пи-пии-и. Всем, всем, всем!»
Теперь на всех кораблях, по всему морю, слышали громкие и ясные, звучавшие, как команда, сигналы:
«На помощь шхуне!»
Четыре парохода, три катера, два гидросамолета свернули со своего пути и направились к ней.
Все шли на помощь!
«Пугачев» тоже спешил. Он обогнал другие корабли и пришел первым.
Шхуны уже не было видно. Над водой торчали только ее мачты, на которых гроздьями висели люди.
Рыбаков сняли. Когда они собрались на палубе парохода, радист «Пугачева» спросил:
— А где же мой товарищ?
— Его нет,— ответили рыбаки. — Он работал в воде, простудился и заболел. Час назад прилетел гидросамолет и забрал его. Вот это он просил передать вам.
И они протянули радисту сломанный нож, на ручке которого было торопливо нацарапано:
«Моему лучшему другу».
И никакой фамилии. Потому что у радистов всего мира вместо фамилий короткие позывные сигналы: пии-пи-пи.
Физминутка:
Наш кораблик по волнам
Нынче здесь, а завтра там.
Он плывет, плывет, плывет.
Скоро к берегу придет.
Раз-два, по волнам,
Три-четыре, тут и там.
Воспитатель: - Вспомните, как назывались корабли, на которых служат радисты?
-Что это были за корабли?
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации сейнера и грузового корабля.
- Как общались друг с другом радисты?
- Какая беда случилось с рыболовным сейнером «Волна»?
- Как вы думаете, почему он приложил столько усилий, чтобы спасти рацию?
- Как помог своему другу радист «Пугачева»?
- Радисты даже не знали другу друга по имени. Почему же они считали друг друга друзьями.
- О какой морской профессии мы сегодня говорили?
- Ну что Ваня, ты не передумал идти учится на радиста? Мы желаем тебе, чтобы твоя мечта сбылась. Учись хорошо. Всего тебе хорошего.
Дети: - До свидания, Ваня!