Татьяна Хохлова
«Чтобы живым остаться, нельзя за мелочи цепляться!». Конспект занятия по безопасности на водоемах зимой для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по безопасности жизнедеятельности для детей 6-7 лет «Чтобы живым остаться, нельзя за мелочи цепляться!». Чтение рассказа Б. С. Житкова «Борода».
Цель: приобщение детей к культуре безопасности, расширение знаний о безопасности на водных объектах через ознакомление с рассказом Б. С. Житкова «Борода».
Задачи:
Темочки:
- Безопасность на воде зимой
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Зима. Безопасность детей зимой
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по безопасности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, культуру безопасности жизнедеятельности детей через повествование героев рассказа.
2. Развивать способность сопереживать героям рассказа, умение анализировать поступки героев.
3. Познакомить детей с рассказом Б. Житкова «Борода». Формировать умение внимательно слушать литературное произведение и отвечать на вопросы по содержанию.
Материал и оборудование: книга-самоделка «Сказка Волшебные вороны», картинки зимы, картинки «Безопасная толщина льда», запрещающие знаки вблизи водоема зимой, картинки «Правила поведения на льду», выставка книг Б. С. Житкова, портрет писателя Б. С. Житкова, альбомные листы, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям о том, что в прошлом году они изучали правила поведения у водоемов зимой, и выясняет, помнят ли они содержание сказки «Волшебные вороны» Т. Шорыгиной:
- Где девочка Саша каталась на санках?
- Что рассказал Саше рыболов Василич?
- Как помогли Саше волшебные вороны?
- Какое сейчас время года? Какой месяц пришел на смену ноябрю?
- Как выглядит река поздней осенью или в начале зимы.
- Она замерзла, покрыта снегом и льдом.
- Верно. А какая опасность может подстерегать нас в это время на реке или озере?
- Правильно. С наступлением холодов, когда начинают замерзать водоёмы, резко возрастает число несчастных случаев. Лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен.
Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
- безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;
- безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;
- безопасная толщина льда для проезда автомобилей не менее 30 см.
Прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен.
Главная причина трагических случаев – незнание или несоблюдение мер безопасности. Необходимо обращать внимание на запрещающие знаки вблизи водоема («Переход (переезд) по льду Запрещен!», а также помнить правила поведения на льду.
1. Нельзя выходить на лед без разрешения взрослых.
2. Переходить реку, озеро можно только в устойчивую погоду, по переправе.
3. Если переправы нет, то надежнее всего идти по свежим чужим следам, так как дорога проверена.
4. Если свежих чужих следов нет, то: с берега наметить свой маршрут; взять палку и идти, проверяя прочность льда.
5. Если после удара палкой на льду появится вода, то значит, лед непрочен, надо возвратиться назад.
Физкультминутка «Зима»
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками)
- Молодцы, хорошо отдохнули!
Воспитатель обращает внимание детей на портрет писателя Б. С. Житкова и выставку книг.
- Ребята, перед вами книги русского писателя Бориса Степановича Житкова. Борис Степанович написал много рассказов о смелых, мужественных, отважных людях. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: люди всегда спешат на помощь друг другу.
- Сегодня мы познакомимся с героями рассказа Б. Житкова «Борода».
Воспитатель читает детям рассказ.
Борис Степанович Житков «Борода»
Один старик шёл ночью через лёд. И уж совсем подходил к берегу, как вдруг лёд подломился, и старик упал в воду. А у берега стоял пароход, и с парохода шла железная цепь в воду к якорю.
Старик добрался до цепи и стал по ней лезть. Вылез немного, устал и стал кричать: "Спасите!"
Матрос на пароходе услыхал, поглядел, - а на якорной цепи кто-то прицепился и кричит.
Матрос не стал долго думать, нашёл верёвку, схватил конец в зубы и полез по цепи вниз спасать старика.
- На, - говорит матрос, - верёвку, обвяжись, дедушка, я тебя вытяну.
А дедушка говорит:
- Нельзя меня тянуть: у меня борода к железу примёрзла.
Матрос достал нож.
- Отрежь, - говорит, - дед, бороду.
- Нет, - говорит дед. - Как же мне без бороды?
- Не до весны же ты на бороде висеть будешь, - сказал матрос, отхватил ножом бороду, обвязал старика и вытянул его на верёвке.
Потом матрос привёл его в тёплую каюту и говорит:
- Раздевайся, дедушка, да ложись в постель, а я тебе чаю согрею.
- Какой чай, - говорит дед, - коли без бороды я теперь. - И заплакал.
- Смешной ты, дед, - сказал матрос. - Чуть было совсем ты не пропал, а чего бороды жалеть, коли она вырастет.
Стащил с себя старик мокрую одёжу и лёг в тёплую постель.
А наутро сказал матросу:
- Твоя правда: вырастет борода, а без тебя бы я пропал.
- Что произошло со стариком?
- Кто услышал крик о помощи и полез спасать старика?
- Как действовал матрос?
- Как вы думаете, почему старик заплакал?
- Когда старик признал правоту своего спасителя?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Правильно. Нельзя проявлять глупое упрямство, подвергать свою жизнь опасности, необходимо думать о последствиях.
- Будьте осторожны и помните:
Чтобы живым остаться, нельзя за мелочи цепляться!
Строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на льду сохранит вашу жизнь!
- Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто написал этот рассказ?
- Нарисуйте, что больше всего вам запомнилось из этого произведения. Иллюстрациями мы оформим книгу-самоделку.