Татьяна Рабовлюк
Конспект занятия по автоматизации звука [Р] с использованием сказкотерапии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по автоматизации звука «Р» в подготовительной группе.
Цель: автоматизация звука «Р»
Задачи.
Коррекционно – развивающие:
развитие слухового внимания
развитие фонематического слуха
закрепление навыка правильного произношения звука «Р» в словах, предложениях, чистоговорках
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [Р] с использованием сказкотерапии в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
формирование навыка самоконтроля за собственной речью
Коррекционно – образовательные:
закрепление навыков фонематическрго анализа и синтеза
закрепление навыков образования мн. ч. сущ.
закрепление навыка согласования слов в предложении
закрепление навыка составления предложений по предметной картинке
закрепление зрительного образа буквы Р
совершенствование навыка чтения
Коррекционно – воспитательные:
воспитание навыков самостоятельности, инициативности
воспитание усидчивости, умения доводить начатое до конца.
Оборудование: предметные картинки, схемы слов, плакат с правильными и неправильными буквами Р, ведерко с фасолью, игрушки из киндер-сюрпризов, мягкая игрушка – мишка, рабочие тетради детей, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
- Ребята у меня в руке волшебная палочка. сейчас я ей взмахну, произнесу волшебные слова и вы превратитесь в животных
«Раз, два повернись и в животных превратись!»
- Представьте, что вы превратились в сердитых тигров, покажите, как он рычит (Р-Р-Р). Покажем дятла, сидящего на дереве, дятел стучит клювом (Тр, Тр, Тр). А теперь покажем, как мурлычет ласковая кошечка (Мурр, Мурр).
2. Объявление темы занятия :
- Ребята, вы конечно же догадались, какой звук мы будем закреплять (звук «Р»). Присаживайтесь на стульчики и послушайте присказку : «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был звук «Р». Произнесите этот звук.
3. Характеристика звука :
- Вспомните, звук «Р» согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой? (дети вспоминают характеристику звука).
4. Фонетическая разминка, развитие мелкой моторики:
- В том царстве, где жил звук «Р», произошло несчастье – налетел ураган, подхватил все сокровища, которые здесь были и унес их высоко в небо. С тех пор плывут по небу тучи, одни – несут клад, другие – град. Когда услышите слово «клад» - подставляйте ладошки ковшиком, ловите клад. А когда услышите слово «град», ручки поднимайте домиком, прячьтесь.
- КЛАД, ГРАД, ГРАД, КЛАД, ГРАД
- А сейчас слова «клад» и «град» спрячутся внутри других слов, а вы будьте внимательней, не ошибитесь.
- ВИНОГРАД, СКЛАД, КЛАДОВКА, НАГРАДА, СКЛАДКИ, ПРЕГРАДА, УКЛАД, ОГРАДА, ЗАКЛАДКА,
- Молодцы! Вы и клад собрали, и от града спаслись. Но все – таки некоторые драгоценные игрушки упали в ведерко с фасолью. Вам нужно их достать и назвать. (Можно подобрать к игрушке слово – признак).
- игрушки мы уберем, пусть они посидят, посмотрят, как вы занимаетесь. А мы с вами отправляемся дальше.
5. Развитие фонетико – фонематических процессов. Закрепление произношения звука «Р» в словах и в чистоговорке.
- Посмотрите на картинку, скажите, что здесь нарисовано
(Это горы)
- Горы какие?
(высокие, ровные)
- Звуку «Р» надо помочь перебраться через горы. Для этого отправьте ему на помощь гласные звуки.
К звуку «Р» добавляем звук «А», какой слог получился?
(РА) и т. д.
- У нас получилось волшебное заклинание
РЫ – РО – РУ – РА – расступилась гора.
Проговорим это заклинание и покажем ручками, как расступилась гора.
- Гора расступилась, а за ней огромные что? (Ворота)
- Чтобы пойти дальше, нам необходимо слово «ворота» разделить на слоги. Сколько слогов?
- Скажите, а есть ли в слове ворота звук «Р»? Где он живет: В начале, в середине, или в конце?
- Я вам раздам схемы слова и кружочки, обозначающие звук «Р».И буду показывать картинки, а вы должны назвать картинку и определить, где же в названии картинки живет звук «Р».
( картинки: РЫБА, ПОМИДОР, ТИГР, ГОРОХ, РАКЕТА, РУЧКА, КОВЕР, МОРКОВЬ, КОМАР)
- Сейчас мы с этими картинками поиграем в минизагадки, я буду называть слово – признак, а вы должны догадаться, о каком из этих предметов я говорю.
6. Развитие грамматического строя речи. Закрепление произношения звука «Р» в предложениях.
- Отправился звук «Р» дальше, а навстречу ему попался Мишка – хвастунишка. Идет и хвастается: «Я все знаю, я все умею. Послушайте, какие красивые предложения я составил
- Шар надувает Рому.
- Ромашка сорвала Тамару.
- Рыба поймала рыбака.
- Горка катается с Егорки.
- Ребята правильные предложения составил мишка? Помогите ему исправить эти предложения.
- А чтобы мишка больше не путался, давайте его научим составить предложения. И составим схемы этих предложений.
(Дети составляют предложения по предметным картинкам и составляют схемы предложений, используя знаки.!)
7. Физпауза.
Игра в мяч «Один-много» с использованием слов : ворона, воробей, ведро, коробка, рука, куртка, рукавица, ковер, комар.
8. Работа с буквами:
- Ребята, мы уже знаем, что звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем, видим, пишем. Буква – это изображение звука, это фотография звука. Посмотрите на букву Р и скажите, куда она смотрит: влево или вправо?
- А сейчас помогите звуку «Р» найти свои фотографии. Вам нужно найти правильные буквы Р и обвести их в рамочки.
- Посчитаем, сколько правильных букв Р.
9. Работа в тетрадях:
Чтение и звуковой анализ слова РОГ.
10. Итог:
- Ребята, какой звук вы учились сегодня произносить?
Оценка деятельности детей.
Используемая литература :
1. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг – М. ,2005.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов – М. ,1999