Лаптева Анастасия Федоровна
Конспект занятия по аппликации «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по аппликации «Масленица»
Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям (аппликация куклы-масленицы из бумаги).
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по аппликации „Масленица“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях, о празднике Масленица
• Познакомить с приметами весны
• Развивать умение аккуратно пользоваться ножницами; нарезать полоски из бумаги
• Закреплять умение аккуратно намазывать клеем детали
• Закреплять умение составлять целый предмет из частей
• Развивать умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к традициям своего народа
• Развивать внимание, память, мелкую моторику
• Развивать связную речь
Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма; приобщать к традициям русских народных праздников
• Воспитывать интерес к творчеству
Раздаточный материал:
1. Разлинованные листы желтой, красной, оранжевой бумаги.
2. Заготовки для головы и платочков
3. Клей.
4. Кисточки.
5. Подставки под кисточки.
6. Ножницы.
7. Подложки для работы.
8. Карандаши цветные
Ход занятия.
1) Вводная часть:
Воспитатель:
Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.
Воспитатель:
Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала?
-Про конец зимы.
-Весна пришла.
- Как вы догадались?
-Снег тает.
- Бегут ручьи.
- Капает с крыши.
-На улице стало тепло.
- Правильно, молодцы! Заканчивается зима, и люди провожают её шумным, весёлым праздником. А как называется этот праздник?
- Масленица.
- А кто скажет, как отмечают этот праздник?
-Поют песни для Масленицы.
-Танцуют.
- Играют в игры.
- Водят хоровод вокруг Масленицы.
-Пекут блины.
-Поют песни.
-Молодцы!
2) Основная часть:
Масленица. (А. Усачев)
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем!
Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
Вот так Масленица
Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это солнце-блин, и рядом блин-луна.
Один блин горячий,
Другой холодный.
Полезай на небо-
Если кто голодный!
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, громко хохочущей.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы : всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны — красны.
Самым шумным и веселым стал праздник Масленицы! Целую неделю люди веселятся, ходят друг к другу в гости, придумывают разные забавы и игры на свежем воздухе и, конечно же, пекут блины.
Отгадайте-ка загадку:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
Правильно! Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам веселее, настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться.
Как мы с вами уже говорили, всю масленичную неделю хозяйки пекли блины. На блины да угощенья приглашали дорогих гостей, чем больше гостей – тем больше счастливых дней в году.
-А кто мне может сказать, почему на Масленицу пекли именно блины?
-Потому что они похожи на солнышко.
3)
Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Это кукла-Масленица
Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная?
Почему вы думаете, что это старинная кукла?
Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.
Воспитатель: Посмотрите, во что она одета? Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?
Ответы детей.
Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
А хотите сделаем своими руками из бумаги куклу-масленицу?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться.
Сейчас мы будем делать куклу Масленицу,а чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт (Пальчики опускаем вниз, закрывая)
Выше бережка головушку несёт (Сжимаем пальцы в щепоть.)
Белым крылышком помахивает, (Повороты кистей рук из стороны в сторону).
На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами.)
Стряхнула лебедушка водичку. (Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.)
Воспитатель:
Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Берем лист цветной бумаги и складываем из него гармошку.
Как вы думаете, почему именно эти цвета мы выбрали для нашей куклы?
-Ответы детей.
- Потому что это цвета солнышка!
5)
Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо вспомнить правила работы с ножницами. Может быть, вы можете мне помочь? Кто знает, как надо обращаться с ножницами?
-Ответы детей.
- Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.
- Передавать друг другу ножницы надо кольцами вперёд.
- Нельзя размахивать.
- Нельзя играть с ножницами.
Молодцы, ребята!
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота:
Не забудьте их закрыть
И в коробку положить.
Физкультминутка.
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать. (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Традиционная кукла-масленица делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным. Но мы сделаем с лицом!Воспитатель оформляет лицо и работа готова.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
По окончании работы дети рассматривают свою работу на общем столе.
- А теперь давайте возьмём нашу замечательную работу и украсим ею холл нашего детского сада. Она получилась такая красивая, потому что вы вложили в неё тепло своих рук.
По окончанию работы дети делятся впечатлениями, рассказывают о своих солнышках, оценивают работу товарищей. Подводятся итоги. Зачитывается стихотворение.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами,
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!