Алексеева Марина
Конспект занятия педагога-психолога «Сказка ложь, да в ней намек…» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста и усвоения ими норм и ценностей, принятых в обществе посредством сказок.
Задачи:
1. Развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, умение сотрудничать.
2. Воспитывать у детей сочувствие, желание помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.
3. Развивать внимание, мышление, память, воображения, мелкую моторику.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Беседы по сказкам.
Публикация «Конспект занятия педагога-психолога „Сказка ложь, да в ней намек…“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Словарная работа:
пословица, ложь, намек, мудрость, персонаж, досада, лень, прорубь, сани, невежа, чары, пуститься, вздумать.
Структура занятия : вводная часть, основная часть, заключительная часть.
Помещение: кабинет психолога.
Оборудование: столы, стулья (для каждого ребенка, магнитная доска, музыкальная колонка.
Материалы: настольно-печатная игра «Мемо: сказки», иллюстрации к сказкам «По щучьему веленью», «Репка»;
разрезная картинка с изображением печки (изготавливается самостоятельно);
кукла-перчатка Емеля (изготавливается самостоятельно, конверт, текст пословицы, приглашение, деревянный сундук средних размеров, муляжи: ягоды -15 шт, грибы -15 шт., плетеные корзинки - 3 шт, клубок шерстяных ниток, музыкальная подборка к занятию;
(для каждого ребенка)бланки к заданию «Заколдованный сказочный герой» (приложение, простые карандаши, наборы цветных карандашей.
Ход занятия:
Вводная часть.
1. Вводная беседа.
(Звучит музыка «В гостях у сказки».)
Психолог: Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? Жители Страны сказок прислали нам письмо и волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в письме (открывает конверт, достает приглашение и текст пословицы, читает пословицу: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)
Психолог: Как вы думаете, что означает эта пословица? (Дети высказываются).
Психолог: Отличные ответы, молодцы! Подведем итог, что хотя сказка это выдумка, она обязательно учит какой-то мудрости.
Ребята, в письме еще есть приглашение. Сказочные герои приглашают нас отправиться в Страну сказок и узнать, чему учат сказки, но прежде чем в сказку отправиться в путь, друга приветствовать ты не забудь!
Приветствие.
Детям предлагается встать в круг и поздороваться друг с другом, передавая приветствие по кругу хлопком ладошки со словами, например: Здравствуй, Маша, здравствуй Егор и т. д.).
Психолог: «Чтобы попасть в Страну сказок, нам нужен волшебный транспорт. Но как нам его раздобыть? Давайте посмотрим в сундучке, может быть, сказочные герои приготовили нам подсказку? (Психолог достает из сундучка разрезанную на части картинку с изображением печки). Смотрите, здесь кусочки картинки. Вам нужно всем вместе собрать картинку и угадать, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.
2. Игра «Собирай-ка»
Психолог раздает детям части картинки, дети совместно ее собирают. Называют сказочный транспорт : русская печка.
Психолог: Хотите отправиться в путешествие? Садитесь скорее, печка отправляется в путь! (Дети садятся на заранее расставленные полукругом стульчики, играет русская народная музыка, печка «прибывает» в Страну сказок.) Вот мы и на месте. Ребята, а вы знаете, какой сказочный герой катался на печке и как называется сказка? (Дети отвечают, психолог прикрепляет к магнитной доске иллюстрацию к сказке «По щучьему веленью, из-за доски появляется Емеля.)
Основная часть.
Емеля: Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в Сказочной стране. Говорят, что я невежа, но я даже не знаю, что это значит. А вы знаете? ( дети отвечают: грубый, не вежливый.) Ой, а как же мне стать вежливым?
3. Игра «Вежливые слова»
Психолог. Ребята, давайте поможем Емеле стать вежливым и поиграем в игру (достает из сундучка клубок). Я бросаю волшебный клубок одному из вас, поймавший называет вежливое слово, и перебрасывает клубок следующему. Вы не должны повторяться в названии слов.
По окончанию игры Емеля хвалит детей за помощь, спрашивает у детей: «Ребята, как вы думаете, чему учит сказка «По щучьему веленью»? ( Дети предлагают варианты: быть внимательным, добрым, находчивым, прислушиваться к старшим, не лениться и т. д.)
Емеля: Спасибо, ребята, вы помогли мне понять, что если лежать на печи, мечтать и ничего не делать мечты не сбудутся.
Психолог: Молодцы, ребята. А теперь отправляемся дальше. Возьмем с собой Емелю, пусть узнает, чему учат сказки вместе с нами.
4. Игра «Отгадай-ка»
Психолог предлагает детям отгадать загадку и узнать название следующей сказки.
- Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд! (Репка)
Психолог: Молодцы, угадали сказку. (Прикрепляет к доске иллюстрацию к сказке «Репка».) Давайте расскажем Емеле, чему нас учит эта сказка. ( Дети отвечают: помогать друг другу, не боятся попросить помощь и т. д.)
Емеля: Я понял! Дружной команде любые трудности по плечу. А вы ребята, дружные? Давайте проверим, поиграем в игру.
5. Подвижная игра «Сборщики»
Психолог с детьми раскладывают по ковру муляжи (ягоды, грибы, расставляют корзинки.
Психолог: Сейчас вам нужно будет собирать грибы и ягоды в корзинки. Для этого вам нужно разделиться на группы по 3 человека и взяться за руки. Как только заиграет музыка, каждая группа двумя свободными руками должна собрать в свою корзинку как можно больше грибов и ягод. Вам предстоит крепко держаться за руки. (Дети разделяются на группы, психолог включает музыку, дети собирают ягоды и грибы. После того как все собрано, подсчитывается общее число предметов в каждой корзинке. Команда, собравшая больше всех объявляется самой дружной командой.)
6. Игра «Прятки сказочных героев»
Психолог: А сейчас пойдемте дальше по Сказочной стране. Нас ждут сказочные герои, чтобы поиграть с нами в прятки. (Психолог с детьми подходят к столу, на котором разложены парные картинки с изображением сказочных героев.) Давайте внимательно посмотрим на картинки и назовем все сказки, герои которых нарисованы на картинках. У каждой картинки есть пара, точно такая же картинка. А теперь, герои сказок спрячутся. (Психолог переворачивает картинки). Вам предстоит вспомнить, где лежат пары и открыть их. (Дети по очереди переворачивают картинки и находят пары.)
Психолог: Прекрасная работа, ребята! Отправляемся дальше. Но прежде чем продолжить путь, разомнем пальчики.
7. Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопки в ладоши)
Любим сказки мы читать.
(Руки вперед, играя пальчиками.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
(Поочередное касание большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок» - румяный бок,
И «Снегурочка» - краса,
«Три медведя», «Волк и Лиса»
Не забудем Сивку-бурку, вещую каурку!
Про Жар-птицу сказку знаем, «Репку» мы не забываем,
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад! (руки вниз, встряхнули кисти рук)
(После выполнения пальчиковой гимнастики психолог предлагает детям занять места за столами, на которых заранее разложены простые и цветные карандаши, бланки с заданием.)
8. Упражнение «Заколдованный сказочный герой»
Психолог: Нас ждет новое задание. Перед вами заколдованный сказочный герой. Но на листочке нет ничего, кроме точек. Соедините точки по порядку и расколдуйте героя. (После выполнения детьми этого задания, психолог спрашивает, какому герою они помогли избавиться от чар (Емеле) и просит раскрасить его цветными карандашами.)
Заключительная часть.
Психолог: Наше путешествие подошло к концу. Все жители волшебной страны остались довольны встрече с нами. (Емеля прощается с детьми и благодарит их за помощь.)
А сейчас пора возвращаться в наш кабинет. Занимайте места на печке, отправляемся в обратный в путь! (Дети садятся на стульчики, играет русская народная музыка, печка «прибывает» в кабинет психолога.)
Вот мы и на месте. Давайте вспомним, какие герои нам встретились и чем мы им помогли.
Что вы узнали на сегодняшнем занятии? Как эти знания пригодятся вам в жизни? Что было самым трудным на сегодняшнем занятии? К кому вы обращались за помощью? (Дети поочередно отвечают.)
А сейчас давайте попрощаемся друг с другом голосами сказочных героев. (Дети и психолог прощаются, занятие завершается.)
Литература:
1. Григорьева М. Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2020. - 136 с. :
2. Куражева Н. Ю. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников»/ Н. Ю. Куражева [и д. р. ]. - СПб. : Речь, 2016. – 208 с.
3. Ткаченко О. В. Пальчиковые игры на основе сказок. [Электронный ресурс], https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovaja-gimnastika-skazki.html - статья в интернете.
Тексты сказок :
Русская народная сказка. По щучьему веленью. - Тверь: Высшая школа, 2018. – 14 с.
Русская народная сказка. Репка. - Тверь: Высшая школа, 2019. – 8 с.