Людмила Васильевна Марьина
Конспект занятия по ознакомлению с произведениями удмуртских авторов при помощи тестопластики «Навстречу солнечным лучам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №45 «Журавушка»
Конспект кружковой деятельности
«Сказки Дядюшки Воршуда».
Тема занятия : «Навстречу солнечным лучам».
Составитель: воспитатель
Марьина Людмила Васильевна
г. Глазов
Введение.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с произведениями удмуртских авторов при помощи тестопластики „Навстречу солнечным лучам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Удмуртия, мой край
- Темочки
В настоящее время стала очевидной необходимость восстановления утраченных связей современного человека с исторической культурой своего народа. Одна из главных задач педагога сегодня – привить детям как можно раньше понимание непрерывности развития культуры народа, осознание преемственности поколений. При составлении плана кружковой деятельности нами была поставлена задача формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Для достижения поставленной задачи необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты удмуртского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Так же мы считаем, что включение произведений удмуртских авторов обогащает и расширяет представление детей о родной республике.
Новизна.
Знакомство детей дошкольного возраста с удмуртскими произведениями устного народного творчества, и с произведениями удмуртских авторов. Одним из способов поддержание интереса у детей дошкольного возраста к литературе – является изготовление игрушек (героев произведений) из теста – тестопластика.
Тип занятия : Ознакомление с новым материалом.
Цели:
Познакомить детей с новым произведением удмуртского автора Алексея Демьянова «Навстречу солнечным лучам» и удмуртской поговоркой.
Задачи:
- Пополнять и расширять знания детей об окружающем нас мире.
-Развитие внимания, речи, познавательной активности детей.
- Научить детей лепить бабочку из соленого теста.
- Совершенствовать навыки украшения готового изделия – развитие воображения.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
- Познакомить с мерами безопасности в лесу.
Используемые педагогические технологии – методы и приемы:
Словесный метод: рассказ воспитателя.
Наглядный метод: рассматривание фото – выставки.
Творческая деятельность детей.
Образовательные области ФЭМП:
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
Социализация
Коммуникация
Познание
Безопасность
Музыка
Предварительная работа:
- беседа, рассматривание бабочек Удмуртии.
- рисование детьми и родителями цветов – первоцветов Удмуртии.
Материал:
Иллюстрации цветов – первоцветов, бабочки – крапивницы, фото А. Демьянова, текст - произведения, соленое тесто (нескольких цветов, стеки, вода, кисточки, бисер, пайетки, скалки, трафареты, проволока, доска – «полянка», фотоопарат.
Литература:
-Родной земли просторы. Хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии 1-4 классы. Ижевск - 2004г.
- И. А. Лыкова Букашки на лугу. Лепка из пластилина. Технологические карты. г. Москва.
- Н. В. Гурина Как появляется бабочка. ООО «Издательство «Фламинго» Москва – 2009г.
- Интернет.
"Навстречу солнечным лучам"
Дети и воспитатель здороваются с гостями заходят в ту часть групповой комнат, где находиться "удмуртский дом" и рассаживаются на стульчиках.
В. - Ребята, присаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим, какой сегодня сюрприз приготовил нам и нашим гостям Дядюшка Воршуд.
На печи лежит большой конверт на конверте надпись "Ребятам 11 группы от Дядюшки Воршуда".
В. - Посмотрите какой красивый конверт. Кто прочтет, что тут написано?
О. Д. - "Ребятам 11 группы от Дядюшки Воршуда".
В. -Посмотрим, что же там внутри. (Воспитатель достает лист, на котором написана удмуртская поговорка)
В. - (читает) Удмуртская поговорка : "Весенний день все оживит".
В. - Ребята как вы понимаете эту удмуртскую поговорку?
О. Д. - (Весной все просыпается после зимней спячки.)
В. - Молодцы ребята, правильно, после долгой и холодной зимы приходит весна, и все оживает, просыпается после долгого зимнего сна:
-бегут ручьи и речки,
-просыпаются растения: на деревьях появляются почки, распускаются первоцветы,
-просыпаются животные от зимней спячки,
- вылетают и выползают погреться на солнышке насекомые из своих зимних убежищ.
В. -Что же еще приготовил нам Дядюшка Воршуд?
(Воспитатель заглядывает и достает из конверта иллюстрацию бабочки - крапивницы.)
В. - Посмотрите какая красивая бабочка, как вы думаете, как она называется?
О. Д. - (Дети перечисляют известных им бабочек.)
В. - Эта бабочка называется - бабочка - крапивница. Здесь еще, есть рассказ про неё. Хотите послушать?
О. Д. -Да
В. - Написал этот рассказ: удмуртский писатель Антон Илларионович Демьянов, называется он - "Навстречу солнечным лучам". (Показать детям фотографию писателя.)
(Чтение рассказа.)
В. Понравился ли вам рассказ? А вы внимательно слушали?
- Как называется бабочка?
- Как бабочка находит пищу?
- Пыльцой, каких растений угостилась бабочка?
- Все ли растения безопасны для людей?
- Где прячется бабочка холодной ночью?
В. - Молодцы! Внимательно слушали рассказ, я приглашаю вас посмотреть выставку рисунков, которая называется "Первоцветы". Её делали ребята нашей группы вместе с родителями.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку рисунков, обращая внимание на наиболее неизвестные детям растения.
В. - Ребята, я предлагаю вам отправиться на лесную полянку и найти там цветы - первоцветы.
(Дети и воспитатель переходят на "полянку" где лежат листочки, с другой стороны которых закреплены цветы - первоцветы).
В. - Ребята послушайте задание: здесь на полянке под листочками спрятались цветы, вам нужно найти и перевернуть только цветы - первоцветы, а остальные оставить не перевернутыми, еще не пришло их время.
(Дети выполняют задание, воспитатель незаметно для них, "садит", на один из цветков бабочку.)
В. - Ребята посмотрите, кто прилетел к нам на полянку?
(Воспитатель с детьми рассматривает бабочку)
В. Ребята, скажите, а можно ли рвать цветы в лесу, особенно первоцветы?
О. Д. – (Нет, нельзя, потому что первым насекомым нечем будет питаться.)
В. – Ребята посмотрите, какая красивая весенняя полянка получилась, сколько первоцветов на ней распустилось, летает наша бабочка одна –одинешенька, скучно ей.
О. Д. – (Надо ей подружек позвать.)
В. – Мы с вами их можем сделать из соленого теста, вы согласны?
О. Д. – Да.
В. - Ребята недавно, мы с вами рассматривали бабочек, кто помнит, как они называются?
О. Д. – (Дети перечисляют названия бабочек им известные.)
В. – Какого цвета крылья у бабочек бывают?
О. Д. – Они бывают разного цвета с разноцветным рисунком.
В. - Посмотрите, я уже приготовила соленое тесто разных цветов, а для украшения: бисер, пайетки. Присаживайтесь за столы. Прежде чем начать делать бабочек надо вспомнить, что еще кроме красивых крыльев есть у бабочки?
О. Д. - Голова, тело, глаза, усики, крылья, лапки.
В. - (Воспитатель проговаривает и показывает порядок выполнения работы) Тело и голову бабочки будем делать из черного теста, голова имеет круглую форму небольшого размера. Тело бабочки имеет форму - "колбаски", большего размера, чем голова. Скрепляем их водой. Усики - это проволока и на конце маленькие бусинки из соленого теста. Лапки у бабочки тоненькие и делать мы их будем тоже из проволоки - втыкаем в тельце - с одной стороны 3 лапки и с другой стороны 3 лапки. Что б крылья у бабочки получились одинаковые можно использовать трафарет. Берем цветное тесто, раскатываем его скалкой и прикладываем трафарет, а теперь стекой вырезаем. Переворачиваем трафарет и вырезаем второе крыло. Что б закрепить крылья к тельцу клеем ПВА, бабочка готова - осталось только ее украсить.
(Дети выполняют работу, воспитатель помогает по мере необходимости.)
В. - Уже готовых бабочек мы посадим на цветочки, а цветочки на полянку, солнышко подсушит наших бабочек, и с ними можно будет играть. Посмотрите, какая красивая полянка получилась.
В. – Ребята, давайте еще раз вспомним, как же зовут самую первую весеннюю бабочку?
О. Д. - Первую, весеннюю бабочку зовут - бабочка - крапивница.
В. - Чем она питается в апреле?
О. Д. - В апреле бабочка питается пыльцой цветов - первоцветов.
В. - Ребята, запомните, нельзя трогать растения которые вы не знаете, они могут быть опасны.
В. - Ребята, вам понравился рассказ, который прислал нам Дядюшка Воршуд?
О. Д. –Да.
В. - Тогда нужно поблагодарить его, я предлагаю сфотографироваться около нашей красивой полянки и отправить фото Дядюшке Воршуду, вот он обрадуется.
В. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
О. Д. До свидание.