Анна Калачевская
Конспект занятия «Осенние заботы животных в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Осенние заботы животных в лесу.
Цель занятия : Формирование представления детей о том, как дикие животные в лесу готовятся к зиме, приспосабливаются к зимним условиям.
Задачи: Учить понимать роль человека в сохранении природы, освоение правил поведения в ней.
Развивать эмоциональную сферу детей, логику, мышление.
Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания.
Воспитывать бережное осознанное отношение к миру природы, навыки сотрудничества, самостоятельность.
Современные образовательные технологии:
Публикация «Конспект занятия „Осенние заботы животных в лесу“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
• здоровье сберегающие технологии;
• технологии личностно – ориентированного обучения;
• игровые технологии.
Материалы: картины осеннего леса, музыкальное оформление, картинки с изображением диких животных, проектор.
Формы организации:
• фронтальная
• индивидуальная
• коллективная
Методы работы:
• словесный (рассказ, объяснение)
• наглядный
• практический
• ТСО
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «В берлоге» и т. д.
• Загадки о животных.
• Рассматривание картин из серии «Дикие животные»
• Беседа «Где кто живет?»
• Экологические сказки.
• Лепка животных и рисование животных.
• Презентации: «Как звери готовятся к зиме».
Ход занятия.
I. Организационный этап.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу и начнем занятие.
Вводная беседа:
-Ребята, недавно я проходила по берегу реки Торгун. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.
-Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?
-А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
-Скажите, о каком времени года это стихотворение?
-Какие изменения происходят в природе осенью?
- Ребята, а вы хотите побывать в лесу и посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме?
- А чтобы нам не спугнуть лесных жителей, мы с вами на время превратимся в осенние листочки, покружимся тихонько, полетаем над жильем лесных зверей. Вставайте ко мне в круг.
(Звучит музыка Ф. Шопена «Осенний вальс», листочки летают, затем дети садятся на стульчики).
-Дети, посмотрите, как красиво вокруг! (Слайды)
-Лес - это дом для растений, насекомых, животных и птиц. Только что-то никого не видно. Вокруг одни деревья, кустарники. Лес – это большой дом, в нем много жильцов, но их не сразу можно увидеть.
-В каждом доме есть свои правила, которые нужно соблюдать.
Давайте вспомним правила поведения в природе.
(помочь с помощью картинок)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
II. Основная часть.
Беседа «Как животные готовятся к зиме».
-Как только наступает осень многие насекомые, отложив яйца, сразу же погибают. Майский жук, почуяв холод, зарывается глубоко под землю. Муравьи сбиваются в плотный клубок и тоже зарываются под землю. В глубокий сон впадают личинки мух и комаров, спрятавшись под корой деревьев. Красивые бабочки окукливаются и спят до теплой весны. А вот божьи коровки улетают на юг!
-Ребята, а кто мне подскажет, куда подевались ящерицы, змеи и лягушки?
Дети отвечают.
-Правильно, как только на улице становится холодно, лягушки зарываются в тину на дне водоемов, ящерицы и змеи под корни деревьев и пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
- Прислушайтесь, вы слышите эти странные звуки? (Включается запись с голосами диких животных).
- Чьи же это голоса, попробуйте угадать:
1. Голос медведя.
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
-Как же медведь готовится к зиме, чем он питается?
(Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, рыбу, нагуливает на зиму жир.)
-А где будет зимовать медведь?
(Зимует медведь в берлоге.)
- Из чего же он делает себе постель?
(Медведь выстилает берлогу корой, мхом и ветками.)
-Правильно, медведь готовит себе постель в глубокой яме, которую выстилает листьями, сухим мхом, а как только полетят первые снежинки, медведь укладывается в свою теплую постель и проспит всю зиму. Медведю необходимо большое количество пищи, но зимой он не может прокормиться, поэтому он ложится в спячку. Сон у медведя очень чуткий, если сильно шуметь, то он может проснуться. Не будем тревожить медведя, отправимся дальше.
2. Фырканье ежика.
В густом лесу под елками,
Осыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
-Как вы думаете, что он там делает? Наверное тоже готовится к долгой зиме. Ежик катается клубком и собирает на колючки сухую траву.
- Где же будет зимовать еж? Он делает углубление в земле и в него укладывается. Почему же еж спит зимой? (ему нечего есть)
-Чем же он питается? (Еж насекомоядный, а еще он ест мелких грызунов.)
Дыхательная гимнастика «Как пыхтит ежик».
3. Рычание медведя.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
-А где же будет зимовать заяц?
(Заяц будет зимовать под кустом.)
-Правильно, но в сильные холода он прячется под снег.
-Скажите, чем питается заяц? (Заяц питается корой.)
-А как же заяц приготовился к зиме? Кто знает?
(Он меняет цвет шубы, она становится белой.)
-Но меняет он цвет шубы постепенно. Зачем же ему менять цвет шубы?
( У зайца много врагов: волки, лисы.)
- Что же зайцу помогает от них спасаться.
(Зайцу помогают спасаться от врагов длинные ноги, чуткие уши, и нос.)
- А убегает он от врагов, запутывая следы, говорят еще - петляет.
Физкультминутка.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
4. Голос лисицы.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
А вот и рыжая плутовка-лиса. Не так-то легко ей зайчика поймать! Как вы думаете, ребята, чем в основном питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)У лисы очень чуткое обоняние и слух. Она чувствует мышей под глубоким снегом. И чтобы мыши забеспокоились, она начинает над ними танцевать. Мышки пугаются и начинают пищать. Лиса раз, быстренько своим острым носиком и лапками разроет снег и схватит мышку! Не зря ее хитрой называют, вон как ловко мышек перехитрила!
5. Волка волка.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это….
- Он тоже к зиме готовится. Шерсть его отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
- Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата).Чем питаются волки?
6. Голос белки.
Почему грибы на ёлке
На сучках сидят верхом?
Не в корзине. Не на полке,
Не во мху, не под листком-
У ствола и среди веток
На сучках они надеты.
Кто же это развесил грибы?
-Посмотрите на картинку, раньше белка была рыжая, а сейчас какая? (Серая). Шубка у белки стала серая, мех стал гуще. Она цвет шубы поменяла, почему?
(Так белка от врагов прячется.)
- Где же она будет зимовать?
-Дупло у белки сухое, чем же она его выстилает?
(сухими листьями, травой, мхом.)
- Там зимой у белки сухо и тепло. Она сворачивается клубком и спит. В сильные морозы в одном дупле могут спать несколько белок, чтобы было теплее, вход они закрывают мхом.
-Интересно, какие запасы готовит белка на зиму?
(белка сушит грибы, собирает орехи, шишки, желуди.)
- Белка делает очень много запасов, найдет орех, зароет в яму под деревом, а если вдруг зимой не найдет, то в том месте орех прорастает, а грибы сушит на ветках.
III. Заключительная часть.
1. Игра «Что напутал Художник?»
Посмотрите на картинку и скажите, что напутал художник?
(дети подходят парами и исправляют ошибки)
2. Коллективная работа.
-Ребята, а вы хотите составить правильную картину? Сейчас мы вспомним все знания, которые получили на занятии и составим правильную картину.
(звучит музыка леса, дети подходят по очереди и составляют правильную картину)
3. Итог занятия. Рефлексия.
-Ребята, мы должны вернуться из сказочного леса обратно. Давайте возьмем листочки и полетим. По вашему настроению я увижу, понравилось вам занятие или нет.
Танец с листочками.