Елена Прокопьева
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию № 49 «Веселый гном»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Организованно - образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе «Морское путешествие»
Провела: воспитатель Прокопьева Е. И. Дата проведения: 10.04.2015
г. Новочебоксарск, 2015г.
Программные задачи:
• Обучающие задачи:
• расширить знания об экосистеме «Море»
• учить сохранять чистоту окружающей среды;
• Развивающие задачи:
• уточнить представления о значении моря в жизни человека оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д
• работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море» (животные, рыбы, подводный, глубоководный, опасный, разнообразный, обитать, плавать, охотиться);
• совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование притяжательных прилагательных);
• развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, вкусовую и тактильную чувствительность;
• Развивать познавательно- исследовательский интерес.
• Воспитательные задачи:
• воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
Словарная работа: Батискаф, пучина, агар- агар.
Оборудование:
Мольберт, система мультимедиа, альбом «Мир природы», «В мире животных», CD с записью звуков моря, животные моря, морские звезды, раковины, сосуды с пресной и соленой водой, пластиковые стаканчики двух цветов по числу детей, большой кусок ткани, плакат - море загрязненное.
Предварительная работа:
рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные», чтение «Морских сказок» С. Сахарова, рассказа «Добрая раковина» С. Воронина, разучивание пальчиковой гимнастики «Морские животные»
Ход занятия:
Ребята, я приглашаю вас сегодня в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Воспитатель берёт глобус)
Воспитатель.. А вот наш помощник. Ребята, это – глобус. Если его не крутить, то он кажется каким? (Разноцветным) А если его сильно раскрутить, то он становиться голубым. Почему? Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Что обозначает голубая краска на глобусе?
Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель. Да, ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в солёной воде.
Воспитатель. Представьте, что мы оказались на берегу моря.
(Воспитатель включает CD с записью звуков моря)
Вы слышите голос моря?
Закройте глаза и представьте картину моря. Что вы видите? Или слышите?
(Ответы детей с закрытыми глазами.)
Дети. Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
Воспитатель. Пока вы слушаете звук моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, дышите морским воздухом.
Воспитатель: А вы знаете, как образовались моря и океаны?
Воспитатель: Ученые предполагают, что после своего возникновения, Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того, как Земля остывала, на ее поверхность обрушились ливни и затопили все впадины на Земле. Так образовались первые океаны и моря. По морям и океанам можно плыть долго, не видя берегов.
В, Ребята, а на чем мы отправимся в путешествие? На корабле. Но, корабль наш не готов к плаванию, штормом ему повредило якорную цепь, без нее мы не сможем выйти в море. Давайте починим, восстановим цепь, а вот схема цепи у меня есть. (воспитатель вывешивает на несколько минут схему – образец)
В. Молодцы, ребята, быстро починили якорную цепь. Теперь наш корабль готов к путешествию. Послушайте загадку «Кругом вода, а с питьем беда» (море)
И мы с вами выходим в море. (показ слайда)
Скажите ребята, какое море? (Огромное, бесконечное, большое, широкое, глубокое) Какая вода в море? (Соленая)
Можно ли пить соленую воду? (нельзя, потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду)
А я хочу вас сегодня угостить колодезной водой и морской водой. (Воспитатель берет 2 кувшина с водой и раздает детям по 2 стакана. В один наливает соленую воду, в другой пресную.)
Какой по вкусу была вода в синем стакане?
Дети - солёная.
В. А в зеленом?
Дети – несолёная.
Воспитатель. Верно. Она была пресной. (воспитатель убирает стаканы и проводит игру «Скажи наоборот»
В. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».Я буду начинать предложение и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение.
Морская вода – теплая, колодезная – холодная.
Морская вода – солёная, колодезная – пресная.
Колодезная вода прозрачная, морская вода - мутная.
Морская вода – жёсткая, колодезная – мягкая
Море глубокое – колодец мелкий.
Вы отлично справились с заданием, я вами горжусь. Ну, а где же можно применять соленую воду? (ответы детей).
Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках.
(воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, морскую капусту).
Воспитатель: Дети, как по – научному называется морская капуста? Эта водоросль называется ламинария. Что можно из нее приготовить? (ответы детей).
Воспитатель: А это что? (показать мармелад, (ответы детей).
Воспитатель: В мармелад добавляют вещество агар – агар, которое получают из водорослей. Агар – агар используют для приготовления суфле, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод.
(дети рассматривают удобрения для цветов, йод).
Воспитатель: А вы знаете, где растет ламинария? (ответы детей).
Воспитатель: Добывают ламинарию специально обученные водолазы, они погружаются на морское дно.
Ребята, а какой красивый и загадочный мир открывается под водой. Давайте и мы сейчас с вами опустимся на морское дно. Нужно надеть водолазные костюмы и сесть в батискаф. (Показ слайдов)
Воспитатель:. Наш батискаф опустил нас на морские глубины, давайте полюбуемся красотой морского дна и его обитателями,дно у моря не плоское, у него есть и долины, и холмы, и цепи гор, и даже пещеры. Кто обитает в море? (Кит, дельфин, морские звезды, рыба- пила, акула, крабы, рыба-молот, осьминог. Камбала, морские коньки, морской петух и. т. д.)
Кто из морских обитателей страшный хищник? (акула) А какие морские животные самые умные и добрые? (дельфины) (показ слайдов)
Морские обитатели весело играли в море и мы сейчас с вами поиграем в «Морских животных» Приготовьте ладошки…
Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения вправо-влево.
Два конька дружили с ним. Ладони развёрнуты вертикально, поочерёдные движения вверх – вниз.
Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.
И акула и киты.
Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять. В. Волнина.
Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, поиграли в морских животных. А сейчас мы опустимся на самое дно. (Воспитатель приглашает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны обитатели морей и океанов. - игрушки.
Игровое упражнение «Узнай по контуру»
В. А сейчас, ребята, вы должны отыскать морских животных, и ощупывая их, попробуйте узнать и назвать их.
Воспитатель. Молодцы, вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).
Воспитатель.
Мы с вами сегодня узнали много нового, интересного и чтобы закрепить наши знания, я вам поиграть в игру «Угадайку».
Вопросы:
1. Без чего не бывает моря? (без воды)
2. Какое самое большое животное в море? (синий кит)
3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (камбала)
4. Какая собака не лает? (морская)
5. Где морская черепаха откладывает яйца? (на берегу в песок)
6. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
7. Родственник рака? (краб)
Воспитатель:
Ребята, послушайте, чайки заволновались (крик чаек) Наверное в море беда. Посмотрите, к нам плывет дельфин, и как будто жалуется на что-то.
(Воспитатель выставляет плакат с загрязненным морем и обращает внимание детей, что действительно беда, плавает мусор, нефтяные пятна, бутылки,. Бумага, консервные банки, затонувший корабль.)
Из-за большой загрязненности в море погибают дельфины, крабы, киты, становиться меньше рыбы. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы спасти обитателей моря? Надо очистить море от мусора. (дети встают, подходят к плакату снимают мусор, складывают в специальный контейнер)
Вот и ожило наше море.
Ребята, а что здесь у нас за плакаты нарисованы? Рассматривание плакатов)
Дети: А, это чтобы люди не забывали, о том что надо бережно относиться к природе, не загрязнять реки, моря, нужно беречь и охранять природу.
Воспитатель:
Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отходов. И люди решили, что море надо охранять, Они устраивают морские заповедники, корабли мусорщики, корабли – нефтесборщики помогают очищать морские глубины, сохраняя их для будущих поколений.
Море- это украшение нашей земли.