Елизавета Тимохина
Конспект занятия «Орешек Знаний» для детей 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: дать обучающимся базовые понятия по основам библиотечно- библиографической грамотности : «библиотека», «книжный фонд», «абонемент».
Программное содержание:
Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря; показать значимость библиотеки.
Развивающие: расширить словарный запас обучающихся понятиями: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизировать словарь детей: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать книги.
Публикация «Конспект занятия „Орешек Знаний“ для детей 6 лет» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать интерес к книге; бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Форма организации детей: рассказ об истории возникновении библиотек, беседа о книге, просмотр фильма, практическая работа с шёлком и пластилином, наблюдении с использованием воды, индивидуальные сообщения детей.
Оборудование и материалы: стеллаж с книгами, ткань (шёлк, пластилин, доска для лепки, кисть и гуашь.
Предварительная подготовка: заочная экскурсия по библиотеке, оформление библиотеки в группе, чтение художественной литературы, сюжетно- ролевая игра «Библиотека».
Ход занятия:
Описание оформление помещения:
Вводная часть:
Педагог: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
I .Основная часть:
Педагог: сегодня мы очень много узнаем о книге и все задания будут связаны с ней.
- Вы любите читать книги и рассматривать их?
Дети: да.
Педагог: А какие книги любите?
Дети: отвечают на вопрос по очереди.
Педагог: Я надеюсь вам понравиться наше путешествие, потому что в нём вы узнаете как появились на свет ваши чудесные книжки.
-Отправимся в прошлое?
Дети: Да!
Педагог: Ребята, а на чем можно отправиться в прошлое?
Дети: На машине времени!
Педагог: Правильно ребята. Мы сегодня отправимся в прошлое на машине времени. Я открою вам секрет – машина времени перед вами. (Педагог показывает место где находится машина времени).Давайте проходите в круг и полетели (звук машины времени).
- Ребята, прошлое книги начинается в стране под названием – Египет. Туда мы попадем при помощи палочки - перемещалочки.
-Вот мы с вами оказались в стране –Египет.
Индивидуальное сообщение ребенка о стране (Египет).
Дети присаживаются за столы. И проводят опыты с песком, водой и пластилином.
Педагог: ребята, перед вами какие материалы лежат?
Дети: песок, пластилин, дерево.
Педагог: правильно, попробуем с вами использовать данные материалы в работе.
- дети рисуют фигуру пирамиды.
Педагог: ребята, у вас надпись видна?
Дети: Да.
Педагог: ребята, попробуйте потрясти тарелку с песком.
- Что происходит с изображением пирамиды?
Дети: надпись исчезла
Педагог: Почему она исчезла?
Дети: потому что песок рассыпался?
Педагог: песок,какой?
Дети: сыпучий.
- Поэтому надписи не осталось.
Педагог: а теперь ребята попробуйте писать на воде.
-У вас получилось?
Дети: Нет
Педагог: Почему не видно?
Дети: Она бесцветная,
Педагог: А еще вода какая?
Дети: жидкая, бесформенная
Педагог: Пробуем написать на глине с помощью деревянной палочки. Сделайте 5 точек.
-Видно изображение?
Дети: Да
Педагог: Потрясите дощечку, осталась информация на глине?
Дети: Да
Педагог: Подуйте на неё. Данный рисунок сохранился?
-Дети: Да
Педагог: Как вы думайте можно хранить информацию на глине?
-Дети: Можно
Педагог: Правильно ребята, к этому мнению тоже пришли жрецы Египта.
Следующая страна, в которую мы отправляемся – это Древний Китай. Мы возвращаемся в машину времени и передаем палочку -перемещалочку.
Педагог: вот ребята, мы оказались в Китае.
Индивидуальное сообщение ребенка о стране (Китай).
Педагог: Ребята посмотрите на меня и встаньте в кружок. Китайцы большое время уделяют здоровому образу жизни. И делают разминки.
Педагог с детьми выполняют разминку под национальную музыку.
Педагог: история книги была очень интересная, они писали на шёлке - это очень тонкая материя. Сначала они резали ткань на полоски, потом рисовали черной краской с помощью кисти. Когда краска высыхала, они сшивали эти ткани и создавали шелковые страницы. Я предлагаю вам стать шелковыми писателями. Дети приступают к работе.
-А как называлась письменность у китайцев?
-иероглифы
Педагог показывает иероглифы и дает им обозначение.
Ребята рисуют на ткани.
Педагог: Китай - это страна открытий и следующее, что они открыли это бумага. Но о бумаге, мы по говорим в другой стране, в другом времени.
Дети проходят к машине времени, передают палочку –перемещалочку и попали в страну.
Педагог: ребята, а в какую страну мы попали? (Педагог показывает изображение Красной площади)
Дети: В Россию!
Педагог: правильно, а раньше как наша страна называлась?
Дети: Русь.
Педагог: правильно ребята.
Индивидуальное сообщение ребенка о стране (Древняя Русь).
Педагог: ребята мы с вами обсуждали, что информация хранилась на ткани, на глиняных дощечках. А сейчас, где хранится вся информация?
Дети: в книгах.
Педагог: молодцы! А как вы думаете, где можно встретить много книг?
Дети: в библиотеке (хранилище книг)
Педагог: у нас есть своя маленькая библиотека. Давайте подойдем к ней. Здесь хранятся наши книги. Кто скажет, какие книги, есть в нашей библиотеке?
Дети: рассказы, сказки, стихи.
Педагог: зачем нужны разделители?
Дети: для того чтобы быстро найти нужную книгу.
Педагог: а когда мы приходим в библиотеку, как нас называют?
Дети: читатели.
Педагог: ребята, в библиотеке есть два зала. Кто знает, как они называются?
Дети: абонемент и читательский зал.
Педагог: правильно. Предлагаю вам присесть за столы и поиграть в интересную игру «Подбери правильный ответ».
Например: абонемент – а вы выбираете правильный ответ из предлагаемых вам ответов.
1. Вопрос
Абонемент- это:
-игровая комната,
- место для занятия спорта,
- место, где выдают книги на дом.
2. Вопрос
После того, как книга выбрана читателем, её записывают, куда?
- в дневник,
- в учебник,
- в читательский формуляр.
3. Вопрос
После того, как книга прочитана
- ее оставляют дома,
-дарят другу,
- возвращают в библиотеку.
4. Вопрос
Как называют людей, работающих в библиотеке?
- учитель,
-библиотекарь,
- хранитель книг.
Дети: библиотекарь.
Педагог затем представляет библиотекаря, предлагает библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии.
Библиотекарь: Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». Они знают все свои книги. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)
Педагог: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете свои сказки.
1)Фруктово – огородная страна
- в одной из книжек – сказок есть она,
А в ней герой – мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной. («Приключение Чиполлино»)
2)Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый («Карлосон»)
3)В этой сказке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел украсть хозяйку, чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто- то голову срубил («Муха –Цокотуха»).
-Молодцы! Все загадки отгадали.
Педагог: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы).
Педагог и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?
Дети: Тихо, не шуметь!
Педагог: Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети: подклеить!
Педагог: Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку. А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.
Заключительный этап:
Педагог: экскурсия по библиотеке подошла к концу, и мы садимся в нашу машину времени на свое место. Пока летим, будем вспоминать, что интересного вам больше всего запомнилось на занятии.
Дети : передаю по очереди палочку - перемещалочку, и говорят что им запомнилось больше всего на занятии.
Педагог: вот мы и прилетели и на память, о нашей экскурсии, вам маленький подарок, чтоб вы никогда не забывали, что одна книга тысячу людей учит. Книга – источник знаний! Спасибо за внимание.