Елена Булгакова
Конспект занятия ОД по развитию речи «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 130 города Липецка
Организация образовательной деятельности
ОО «Речевое развитие»
для детей подготовительной группы
по теме: «Путешествие в Африку»
Автор конспекта :
Булгакова Е. И. – воспитатель первой квалификационной категории
2016 г.
Цель: Развитие связной и диалогической речи, расширение словарного запаса у дошкольников.
Программные задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия ОД по развитию речи „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее.
• Расширять представления детей о животных жарких стран.
• Упражнять в образовании названий детенышей животных.
• Закреплять умение правильно составлять предложения.
• Закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове.
• обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
• формировать навыки сотрудничества на занятии.
Развивающие :
• развивать зрительное и слуховое восприятие.
• добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы и приё мы:
Наглядный - мультимедийная презентация
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Игровой (игровые ситуации, дидактические игры).
Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин с изображением животных жарких стран. Составление рассказов о животных жарких стран. Рассматривание карты мира, детской энциклопедии Африки, беседа «Кто живет в Африке», знакомство с животными их внешним видом, повадками, знакомство с глобусом, чтение произведений Р. Киплинга, К. Чуковского, разучивание физкультминутки.
Материал к занятию : Мультимедиа, глобус, эмблемы на каждого ребёнка с изображением животного Африки, цветы к звуковой полянке обозначающие звуки
Раздаточный материал: напечатанные карточки с названиями животных Африки для д/игры «Шифровальщик», эмблемы на каждого ребёнка с изображением животного Африки.
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)
Содержание ОД Образовательные задачи (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Система знаний и ценностные ориентации Комментарий
Введение игровой ситуации
Дети играют
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла? (ответ детей)
- А что такое глобус? (Ответы детей)
(макет Земли, модель Земного шара)
Слайд 3
- Ребята, а вы хотите поиграть с глобусом?
Игра с глобусом
Крутим, крутим шар земной,
Крутим, крутим голубой
Один, два, три – моря и океаны покажи.
( далее: горы, равнины и леса, пустыни и степи)
- Каким цветом показаны на глобусе реки, моря, океаны?
- Каким цветом горы?
- Каким цветом леса и равнины?
- Каким цветом пустыни, степи?
- Кроме морей, океанов, гор, лесов и равнин, на глобусе показаны еще и материки.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- А что означает слово путешествовать? (ответы детей).
Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. А куда догадайтесь сами!
Слайд 4
Звучит фонограмма звуков Африки. Фрагмент из песни «Красная шапочка».
Воспитатель: Догадались, куда мы отправимся в путешествие? (Дети высказывают свои предположения). Конечно, в Африку – в царство жаркого солнца, песка, буйной тропической растительности. Там живут необыкновенные звери и птицы. А как мы сможем попасть в Африку? (Предположения детей).
- А я хочу вам предложить необычный вид транспорта -Старик Хоттабыч подарил мне ковёр – самолёт; и я предлагаю совершить путешествие на нём. Согласны? (Ответы детей) Тогда помогите мне раскатать волшебный ковёр самолёт.
(Раскатываем вместе ковёр).
- Усаживайтесь поудобнее и полетели.
Слайд 5
Воспитатель: вот мы летим над самими облаками, пролетаем океан, перед нами Африка….
Развитие интересов детей, любознательности, воображения.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Словесный
(рассказ, беседа) Игра
Слово
Активное взаимодействие ребенка со взрослыми.
Владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения Перед детьми ставится проблема каких животных спрятал в пещере Бармалей и как освободить бедных животных.
Воспитатель помогает детям сформулировать свои цели в понятиях, связанных с сопереживанием, сочувствием, с познавательным интересом. На их основе составляется план решения проблемы.
Воспитатель организует беседу и слушает ответы детей.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап - актуализация; затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия); включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка)
Содержание ОД Образовательные задачи (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Система знаний и ценностные ориентации Комментарий
Неожиданно раздаётся голос Бармалея в записи.
Слайд 6
Бармалей: Ха-ха-ха! Я Бармалей! Кстати, я не ждал гостей!
Вам зверей не покажу, их в пещере я держу.
В заточенье у меня сидят без света, без огня.
Разберётесь, кто там есть – будет вам хвала да честь,
Если нет – не отпущу, слово я своё сдержу!
Слайд 7
Воспитатель: Да, что же это такое, опять Бармалей вредничает. Но мы, ребята, справимся со всеми трудностями.
Ребята чем мы можем помочь животным Африки? (Воспитатель слушает ответы детей и на их основе составляется план.)
План
1. Знаем ли мы животных Африки?
2. Сумеем ли мы узнать по внешним признакам животных Африки?
3. Заем ли мы, какие животные Африки травоядные, а какие хищники?
4. Сумеем ли мы назвать детенышей животных Африки?
Вот и пещера. (Воспитатель обращает внимание на слайд 7 с зашумлённой картинкой).
Воспитатель: Кого же спрятал Бармалей в пещере? (ответы детей)
Ребё нок: Слона.
Воспитатель: По каким внешним признакам ты узнал слона?
Ребё нок: У слона большие уши и длинный нос-хобот.
Воспитатель: Скажем красиво: «Я узнал слона, потом что у него большие уши и длинный нос-хобот. Ребята, кого вы ещё узнали в пещере? (После ответа воспитатель надевает ребёнку эмблему животного, которого он узнал).
-Ребята, а как вы думаете какие животные травоядные, а какие хищники (ответы детей)
Воспитатель: молодцы, ребята! Всех животных увидели в пещере.
- Давайте, с вами покажем, какие животные там были.
Физминутка
Сдайд 8
Это лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней.
(Дети идут по кругу неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой.)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(Останавливаются, ставят ноги на ширину плеч и, согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, выполняют пружинку.)
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон.
(Пальцы рук прижаты к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед — вправо, вперед — влево.)
Леопард так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
Зебра головой качает,
К себе в гости приглашает.
(Выполняют легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеча. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются из стороны в сторону.)
Воспитатель: Посмотрите, а теперь превратились вы в зверей. Но животные чем-то опечалены, обеспокоены. Покажите, какие они. (Дети мимикой показывают грусть). Как вы думаете, почему они такие? (Предположения детей). Я поняла: Бармалей разлучил их с детёнышами. Нужно помочь их найти. Ведь детёнышей без защиты взрослых в Африке подстерегает много опасностей.
Заданье это не простое, благородное такое!
Внимательными нужно быть, чтобы семью соединить.
Родителям вернут ребят, игривых, ласковых зверят.
Дидактическая игра «Кто у кого?»
(образование названий детёнышей) У ребенка эмблема животного, которого он узнал необходимо назвать детеныша этого животного
(Львица – львёнок- много львята)
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием
Воспитатель: - Ребята, Бармалей перемешал все слова в предложениях. Послушайте их и исправьте
Игра «Подружи слова»
СЛАЙД 9
(воспитатель обращает внимание на слайд)
СЛАЙД 10
Послание от Бармалея
Бармалей: Вижу: справились вы на отлично,
Убедился в этом лично!
Следующее испытание – трудное,
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, посмотрите полянка, какая она красивая, но это полянка не обычная. А не обычной она называется, потому что она звуковая. Посмотрите и цветы на ней растут непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, не помните, что они обозначают? ( Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).
Игра «Звуковая полянка»
- Ребята, у вас эмблема животного, вам необходимо, назвать его и определить первый звук в этих словах. (лев, зебра, жираф и др.)
А теперь нам нужно зашифровать названия животных Африки так, что Бармалей не догадался! Для этого мы будем использовать условные знаки (фишки красного, зелёного, синего цвета) зашифруем слова: " ЛЕВ", "ЗЕБРА" и тд.
игра "Шифровальщики"
Слайд 12
(воспитатель обращает внимание детей на слайд где она зашифровала слово КРОКОДИЛ)
Звучит голос или послание Бармалея в записи:
Слайд 13
Бармалей: Молодцы! ребята вам сопутствует успех.
Могу вам точно обещать – зверей я стану уважать.
Обижать никого не буду, про плохие дела позабуду!
Станет в Африке жизнь веселей и добрей.
Буду в гости вас ждать.
Ваш друг Бармалей!
Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
Развивать у детей : память, внимание, мышление, речь; умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Совершенствование общей моторики, выработке четких движений во взаимосвязи с речью. Внесение эмоционального заряда
Закрепить знания детей о животных Африки, их детенышах, уточнять место их обитания;
Воспитывать у детей чувства сопереживания, желание оказать помощь
Совершенствование навыка словообразования
(животные-детеныши)
Совершенствование умения находить смысловую ошибку в предложении.
Развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.
Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках
Развивать наблюдательность, внимание, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.
Словесный (беседа)
Физкультминутка
Произвольная двигательная активность
Игра
Словесный
Беседа
Игра
Игра
Игра
слово
Игровые двигательные действия
Слово
слово
Игровые действия
Слово
Слово
Слово
Напечатанные карточки с названиями животных Африки
Игровое действие
Ребенок владеет устной речью может использовать речь для построения речевого высказывания
Ребенок овладевает основными двигательными навыками
Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания
Ребенок активно участвует в диалоге с воспитателем; пополняет и активизирует словарь;
Ребенок активно с интересом участвует в игре
Ребенок активно с интересом участвует в игре
Воспитателем создается ситуация поиска
Воспитатель организует паузу отслеживая состояние детей, их работоспособность, которая не нарушает сюжета занятия.
Воспитатель организовывает дидактическую игру и слушает ответы детей, которые анализируются с учетом поставленных задач.
Воспитатель активизирует мыслительную деятельность детей и подводит их к обобщению
Воспитатель организовывает дидактическую игру и слушает ответы детей, которые анализируются с учетом поставленных задач.
Воспитателем
созданы условия для формирования самостоятельного мышления детей. Воспитатель старается видеть каждого ребенка, группу в целом, своевременно оказывает помощь детям.
Воспитатель организовывает игру, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные воспитателем.
5. Заключительная часть (рефлексивный этап - осмысление (итог)
Содержание ОД Образовательные задачи (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Система знаний и ценностные ориентации Комментарий
Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с этой удивительной страной, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети встают на ковер самолет).
Слайд 14
Релаксация беседа с детьми
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Какие задания вы выполняли?-Какое задание вам особенно понравилось?- Какое задание вызвало у вас трудность?
А вы знаете что очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешним видом, чтобы показать, какой это человек – похоже есть, двигается, ведет себя.
Какому человеку подходит сравнение: «львиная грива»? (Пышная прическа, много волос.) «Крокодиловы слезы»? (проливает неискренние слезы). «Топает, как слон» (тяжелая походка). «Обезьяньи ужимки»? (кривляется). «Черепаший шаг» (медленно идет). Подведение итогов деятельности Беседа
Слово
Ребенок активно взаимодействует со взрослым, проявляет инициативу в обсуждении Воспитатель совместно с детьми осуществляет оценку работы над отдельными заданиями.
Детям предлагается восстановить весь ход решения поставленной задачи с помощью вопросов воспитателя.