Юля Марусева
Конспект занятия «Образование и употребление в речи приставочных глаголов»
▼ Скачать +Заказ
Тема: Образование и употребление в речи приставочных глаголов
Цели: Закрепить понимание и употребление глаголов с разными приставками с использованием метода инсценировки действий. Развивать фразовую речь.
Публикация «Конспект занятия „Образование и употребление в речи приставочных глаголов“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: 1. Образовательные : - учить детей подбирать в словосочетании и предложении нужный по смыслу приставочный глагол; - познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. 2. Коррекционно-развивающие: - уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; - развивать фонематический слух; - развивать зрительное восприятие; - развивать речевое внимание, память, координацию движений. 3. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, организованность, умение выполнять задание по словесному указанию педагога.
Оборудование: предметы (стул, веревка, погремушка, обруч, игрушки, сюжетные картинки, настольный театр, шапочки с изображением животных.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте! Сегодня нас ждет интересное занятие – мы с вами будем образовывать новые слова, обозначающие действия. Это похоже на волшебство – образование новых слов с помощью одной новой частички.
Игра «Добавь частичку к слову»
Логопед: Итак, к началу слов, которые я буду называть, вы должны
90
прибавить частичку «ПЕРЕ-».
Логопед: читать
Дети: перечитать
писать - переписать
ходить - переходить
шить – перешить
строить - перестроить
клеить - переклеить
Логопед: А теперь к началу слов, которые я назову, вы должны добавить частичку «ПРИ-».
Логопед: лететь
Дети: прилететь
бежать – прибежать
строить – пристроить
клеить – приклеить
носить - приносить
ходить - приходить
ехать - приехать
бить - прибить
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться образовывать слова, которые звучат похоже, а обозначают разные действия.
2. Дидактическая игра «Выполни задание».
Логопед: Дети, посмотрите, на предметы, которые находятся перед вами и назовите их.
Дети: Стул, веревка, погремушка, обруч.
Логопед: Слушайте внимательно мои задания. Вы будете их выполнять с этими предметами.
К логопеду подходит ребенок, логопед обращается к нему : Дима,
91
спрыгни.
Если ребенок затрудняется выполнить задание, то логопед задает вопрос: «С чего можно спрыгнуть?»). Ребенок выполняет задание.
Логопед: Что сделал Дима?
Дети: Дима спрыгнул со стула.
Логопед: Дима, впрыгни.
Логопед: Что сделал Дима?
Дети: Дима впрыгнул в обруч.
Логопед: Дима, выпрыгни. Что сделал Дима?
Дети: Дима выпрыгнул из обруча.
Далее логопед вызывает другого ребенка.
Логопед: Оля, перепрыгни.
Логопед: Что сделала Оля?
Дети: Оля перепрыгнула через веревку.
Логопед: Оля, допрыгни.
Логопед: Что сделала Оля?
Дети: Оля допрыгнула до погремушки.
3. Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрируемому действию.
Игра «Самый внимательный».
Логопед: У меня на столе лежат разные предметы: мишка, ленточка, бинтик, два шнурка, машина, кукла, косынка, веревка. Я буду вызывать к столу и говорить на ушко, что вы должны будете делать с этими предметами. Приглашается ребенок, логопед дает ему задание так, чтобы другие дети не слышали.
Логопед: Сейчас я дам Олесе задание, а вы дети, внимательно смотрите, а потом расскажите, что делала Олеся.
Дети: Олеся завязала мишке бант.
Олеся повязала кукле косынку.
Женя перевязал мишке лапу.
92
Аня связала два шнурка.
Оля развязала два шнурка.
Валера привязал веревку к машине.
Дидактическая игра «Исправь ошибки Незнайки».
Логопед: Петрушка-почтальон принес нам письмо от Незнайки. Незнайка выполнил своё домашнее задание и просит вас, ребята, его проверить: правильно ли он употребил в предложениях слова-действия.
Мама вошла из магазина.
Хозяин завязывает собаку к скамейке.
Бабушка вышивает пуговицу к пальто.
Логопед: Дети, какие ошибки в своем письме допустил Незнайка?
Дети: Мама вышла из магазина. Хозяин привязывает собаку к скамейке. Бабушка пришивает пуговицу к пальто.
Обсуждение ответов.
Пересказ сказки с заменой героев.
Логопед: Я вам расскажу сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь эту сказку запомнить. «В лесу жили звери: ёж, заяц, лиса. Недалеко от леса стоял домик. В домике жила девочка. Она была очень добрая, поэтому звери её очень любили и часто приходили к девочке в гости. Девочка всегда была рада приходу зверей и угощала их. Первой решила навестить девочку лиса. Лиса выбежала из леса, побежала по дорожке, добежала до домика, обежала вокруг домика, вбежала на ступеньки и пробежала в домик. Девочка очень обрадовалась лисе и угостила её рыбкой. Лиса съела рыбку, сказала девочке спасибо, выбежала из домика, сбежала со ступенек, пробежала по дорожке, подбежала к лесу и убежала в лес».
Логопед: «А теперь вы сами то же самое расскажите про зайчика. Но будьте внимательны: лиса бегает, а зайчик что делает?
Дети: Прыгает.
Дети рассказывают: «Зайка выбежал из леса, попрыгал по дорожке, припрыгнул к домику, вокруг домика попрыгал, впрыгнул на ступеньки и
93
попрыгал в домик. Девочка дала зайчику морковку. Зайчик съел морковку, сказал спасибо, спрыгнул со ступенек, попрыгал по дорожке, допрыгал до леса и убежал в лес».
Логопед просит детей рассказать и про ежа.
Дети: «Ежик выбежал из леса, побежал по дорожке, подбежал к домику, обежал вокруг домика, вбежал на ступеньки и пробежал в дом. Девочка угостила ёжика яблоком. Ежик сказал спасибо девочке, выбежал из домика, сбежал со ступенек, пробежал по дорожке, подбежал к лесу и убежал в лес».
Физкультминутка. Дети встают.
Логопед: Мы будем образовывать слова, действия от слова «шить». Когда мы назовем действие, то все будем загибать палец, например: пришить загибаем палец.
Далее дети: зашить, ушить, подшить, перешить, дошить, нашить, вышить, сшить, вшить.
Аналогичная работа проводится с глаголами «писать», «лететь».
Работа по серии картин «Мы приехали» с инсценировкой действий.
Логопед: Сейчас Я прочитаю стихотворение со словами-действиями и покажу картинки. Вы постараетесь запомнить эти слова-действия, а потом будете их показывать.
Логопед читает стихотворение «Мы ехали, ехали» : Мы ехали, ехали, К речке подъехали, Мост переехали, Дальше поехали. Ехали, ехали, К яме подъехали, Яму объехали, Дальше поехали. Ехали, ехали,
94
К горке подъехали, Въехали, съехали, Дальше поехали. Ехали мы, ехали. И домой приехали…
При повторном чтении стихотворения дети самостоятельно называют слова-действия, когда логопед указкой показывает соответствующую картинку. Затем дети должны показать эти действия, т. е. инсценировать стихотворение.
Инсценировка стихотворения «Кто как песенку пел».
А сейчас вы, дети, наши гости, увидите небольшую инсценировку о том, как животные, каждый по-своему, пели песенку.
Ветер весеннюю песню донес.
Песню пролаял охотничий пес.
Волк эту песню провыл на опушке.
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню как мог промычал.
Рысь промурлыкала.
Сом промолчал.
Филин прогукал.
Уж прошипел.
А соловей эту песню пропел.
Дети делятся на две группы – одна группа издает звуки, а другая – называет эти звуки (донес, пролаял, провыл, проквакали, промычал, промурлыкала, промолчал, прогукал, прошипел, пропел). III. Итог занятия. Что мы учились делать на занятии? Оценка работы детей логопедом.