Татьяна Талалаева
Конспект занятия «О правах ― играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматриваемая в данном конспекте проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Воспитатели в ДОУ обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя их с правами ребёнка. Сегодняшние дети это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их, зависит от нас взрослых.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Цель:
• дать детям общее представление об их правах;
Задачи:
• учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
• воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование:
• книга «Права детей»;
• костюм и избушка Кикиморы;
• мягкие модули;
• цветы;
• жетоны-схемы «имя», «дом», «лечение», «обучение», «любовь»;
• аудиозапись голосов птиц;
• презентация «Права литературных героев».
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций;
• знакомство с документом «Конвенция о правах детей»;
• чтение сказок.
Ход занятия:
В групповой комнате отведена зона для подвижных игр, там стоит избушка Кикиморы, покрытая белой тканью, перед ней разложены мягкие модули, сбоку выставлены цветы.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребёнка» (показывает). Эта книга расскажет вам о правах детей.
Появляется Кикимора. Её роль исполняет взрослый.
Кикимора: (забирает книгу) Малы вы ещё права изучать. А эту книгу я почитаю.
Кикимора уходит в зону для подвижных игр, прячется за своей избушкой.
Воспитатель: Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? Давайте её догоним и вернём книгу!
Дети и воспитатель переходят в зону для подвижных игр. Воспитатель указывает на дом, покрытый белой тканью.
Воспитатель: Вот за этой снежной горой в лесу живёт Кикимора. Трудно ей через гору перебраться, но нам помогут волшебные тучки. Садитесь скорее и полетели! А чтоб не заблудиться, я возьму с собой путеводную звезду (фонарик).
Дети садятся на мягкие модули.
Воспитатель: Мы полетим очень быстро, закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем. Держитесь крепче. Чувствуете, как быстро мы летим? Вот уже и гора позади.
Звучит запись голосов птиц, звук постепенно усиливается.
Воспитатель: Слышите, птицы поют, мы подлетаем к лесу. Открываем глаза. Приземляемся на поляне. Подходим к дому Кикиморы. Постучим.
Появляется Кикимора.
Кикимора: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.
Воспитатель: Ой, Кикимора, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты даже птиц свои криком напугала.
Кикимора: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
Воспитатель: Мы пришли забрать свою книгу, которую ты взяла.
Кикимора: Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника, а ещё дети, верящие в Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Бабой-Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чём говорит Кикимора? Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права, и неважно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Кикимора, ты не права. Верни нам книгу.
Кикимора: Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, первый подойди ко мне!
Воспитатель: Кикимора, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого своё.
Кикимора: Имена, а зачем детям давать имена? Они ведь все одинаковыми, все маленькие, обойдутся и номерами.
Воспитатель: Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Кикиморе.
Дети отвечают.
Воспитатель: Ну что, Кикимора? Убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя?
Воспитатель раздаёт жетоны «имя».
Кикимора: Ну хорошо, признаю теперь за вами это право.
Воспитатель: Тогда давайте представимся Кикиморе, а эхо нам поможет.
Игра «Эхо». Дети становятся в круг, поочерёдно произносят свои имена, остальные хором их повторяют.
Воспитатель: Кикимора, теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.
Кикимора: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.
Воспитатель: Это почему?
Кикимора: Потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться только дети врачей.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, справедливо то, что сказала Кикимора?
Дети отвечают.
Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.
Воспитатель раздаёт жетоны «дом», «лечение», «обучение».
Воспитатель: Мне почему-то стало жалко Кикимору. Может она потому плохие поступки совершает, что о ней никто не заботится, никто её не любит? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы.
Воспитатель раздаёт жетоны «любовь».
Воспитатель: Кикимору даже с днём рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем! Сорвём по цветочку и подарим ей.
Собираем цветы, стучимся в дверь, Кикимора выходит, дети поздравляют её с днём рождения и дарят цветы. Кикимора благодарит, дети прощаются.
В благодарность Кикимора отдаёт книгу детям.
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад. Я освещаю дорогу путеводной звездой, садимся на тучки (модули, полетели!
Воспитатель: Понравилось вам путешествие?
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? О каких правах вы сегодня узнали? А сейчас я предлагаю вам викторину, которая нам ещё раз напомнит о ваших правах (Презентация «Права литературных героев»).
Просмотр презентации.
Воспитатель: Молодцы! Запомнили свои права. А вечером я предлагаю вам встретиться снова и написать письмо Кикиморе о наших правах.