Ольга Александровна Тетерина
Права ребёнка в детском саду и семье
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время всё чаще говорится о правах ребёнка в ДОУ и семье, приняты многочисленные законы, защищающие права ребёнка (Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс и т. д., однако существует ряд проблем, указывающих на несоответствие статьей законов и примерами жизненной практики: отсутствие культуры обращения граждан и детей в органы, осуществляющие защиту прав ребёнка, в некоторых случаях граждане не знают, куда и к кому обратиться с просьбой о помощи не говоря уж о детях; проблема взаимодействия внутригосударственных организаций, осуществляющих защиту прав ребенка, приводится множество случаев с трагическими исходами насилия в отношении детей, когда ответственные органы власти были хорошо информированы о тяжелой ситуации в семье, но проявили недопустимую пассивность; следующая проблема российской системы защиты прав ребенка заключается в том, что деятельность институтов защиты прав ребенка в России почти всегда направлена на раз рушение семьи. Зачастую, единственным способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. Так же неясность и отсутствие в законодательстве каких-либо чётко понятных критериев оснований для отобрания ребёнка, на которые можно было бы опираться органу опеки и попечительства. Отобрание ребёнка, направленное на защиту его прав, не выполняет свою функцию, часто «опаздывает», а иногда и является необоснованным, наносит детям непоправимые травмы. Я считаю, что все эти факты говорят об актуальности проблемы в нашей стране.
Публикация «Права ребёнка в детском саду и семье» размещена в разделах
В основном преступления против детей совершаются в семье. Насилие в семье порождает встречную жестокость. Дети усваивают ту модель поведения, которую обычно демонстрируют им взрослые, а затем переносят ее в свою жизнь: школу, институт, армию и в собственную семью. У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.
Исследованием системы дошкольного образования над решением проблемы работает Т. Н. Доронова. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ЛОУ и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 года под её руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в системе дошкольного образования. Даёт рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОУ по реализации прав ребёнка.
Так же проблемой защиты прав детей занимается Л. И. Смагина. Она в своих исследованиях раскрывает сущность и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения данной проблемы, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребёнка.
Главным и необходимым для защиты прав ребёнка в ДОУ является тесное взаимодействие детского сада и семьи. Сколько бы усилий не было приложено со стороны воспитателей по решению проблем по правовому воспитанию, без помощи семьи результата не будет. Защита прав ребёнка работает хорошо в том случае, если педагог нашёл общий язык с родителями и их детьми. Это позволяет если не предотвратить, то уменьшить отрицательное воздействие на ребёнка со стороны родителей. Поэтому очень важно установить «тёплые отношения» с родителями ребёнка. И в случае их плохого отношения к собственному ребёнку уже обращаться в соответствующие органы.
Между родителями и воспитателями в дошкольных учреждениях должны быть доверительные отношения, которые позволят воспитателям рассказать обо всём родителям, что касается их ребёнка. Чем он занимается, как ведёт себя с другими детьми, какая воспитательная работа ведётся в детском саду и т. п. Воспитатель – главное лицо, выявляющий такую проблему, как нарушение прав ребёнка. Он должен сделать всё необходимое, чтобы принять меры по защите этих прав и предотвратить «плохое» воздействие на ребёнка.
В свою очередь образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану детей от всех видов насилия, укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важнейших в развитии правовых взаимоотношений в обществе, особенно взаимодействие институтов воспитания: семьи, детского сада, школы. Очень важно сотрудничество данных институтов в целях соблюдения прав ребёнка. Чтобы работа по данной проблеме была эффективной, необходимо сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи, затем совершенствовать формы и методы взаимодействия. Очевидно, что семья и ДОУ, имея свои функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодополнять друг друга для обеспечения защиты прав детей.
Список использованных источников:
1. Шигапова Н. Р. Взаимодействие ДОУ и семьи по проблеме защиты прав детей [Текст] / Н. Р. Шигапова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 308-310.