Людмила Ненашева
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия (НОД): «Защитники Отечества».
Аннотация. Статья представляет конспект занятия (НОД) по нравственно – патриотическому воспитанию для дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (ОНР III уровень). НОД направлен на развитие интереса к истории нашей Родины, на формирование целостного представления о защитниках Отечества, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу, на развитие познавательного интереса детей к профессии военного, военной технике. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, пап прививаются детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, благодарность к людям, защищающим Родину. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. В процессе занятия происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. В современном обществе происходят очень сложные перемены. Изменились представления о доброте, милосердии, справедливости; гражданственности и патриотизме. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной программы дошкольного образования является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. В Программе «От рождения до школы» особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим, углублению знаний о Российской армии; воспитанию уважения к защитникам Отечества.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Защитники Отечества“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Ключевые слова: Отечество, защитники Отечества, старший дошкольный возраст, нравственно-патриотическое воспитание, армия, военная техника.
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма занятия (НОД): коммуникативная деятельность.
Форма организации: групповая.
Возраст детей: подготовительная группа (ОНР III уровень) II год обучения (6 – 7 лет).
Образовательные задачи: формирование представлений детей о характерных особенностях различных родов войск; уточнение понятия «Защитник Отечества».
Развивающие задачи: развитие познавательного интереса детей к профессии военного, военной технике; развитие пальчиковой моторики.
Воспитательные задачи: воспитание патриотических чувств, благодарность к людям, защищающим Родину.
Коррекционные задачи: развитие и обогащение словаря – Отечество, пограничник, пехота, традиция, проводы; образование от существительных однокоренных слов, обозначающих военные специальности; согласование числительных с именем существительным.
Методы: словесный: беседа на сопоставление явлений и предметов; система продуманных вопросов и предполагаемых ответов детей на сопоставление явлений и предметов; диалог; устное изложение педагога; наглядный: рассматривание слайдов и географической карты; работа с предметами и игрушечной военной техникой; практический: рисунок.
Предварительная работа: работа с географической картой России; закрепление символики России; изготовление подарков для пап и дедушек; беседы о том, кем они служили в армии; рассматривание домашних армейских альбомов; чтение художественной литературы: З. Александрова «Дозор», Л. Кассиль «Твои защитники»; заучивание стихотворения «Армия наша крепка и сильна…»; рассматривание картинок и иллюстраций об армии.
Оборудование и материалы: загадки о военных профессиях; географическая карта с границами России; пилотка, бескозырка, шлем, бинокль, игрушка-собака, игрушечный набор предметов и военной техники; презентация на тему «23 февраля»; цветные восковые карандаши, листы белой бумаги ФА4.
Ход занятия (НОД).
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности:
Организационный момент: (Дети стоят в кругу, взявшись за руки).
Воспитатель:
- Ребята, здравствуйте. Сегодня вы узнаете много нового и интересного на занятии. Давайте передадим тепло своих ладошек друг другу, улыбнемся, и тогда мы непременно справимся со всеми заданиями. А я вам в этом помогу.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадку».
Воспитатель: Первая загадка:
1. Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушная граница.
Зачем летит он в вышину,
Чтоб защитить свою страну (Летчик).
2. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом).
3. Пошел служить мой друг во флот,
На корабле теперь плывет,
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма
Он не боится шторма (Моряк).
Дети: отгадывают загадки
Воспитатель: (демонстрирует детям слайды с изображением военных профессий). - Ребята, рассмотрите слайды и правильно назовите, кто здесь изображен.
Дети: Летчик, вертолетчик, моряк, танкист, парашютист и т. д.
Воспитатель: Вы назвали много военных профессий, но главное «Есть такая профессия – Родину защищать». Есть много разных стран и в каждой стране - своя армия. В нашей стране - Российская армия. Об этом мы сейчас поговорим.
Воспитатель: Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья.
Это праздник февраля - армии рожденье.
- Какой праздник отмечает в феврале вся наша страна?
Дети: День рождения армии.
Воспитатель: - У каждого человека есть дата своего дня рождения. Назовите дату рождения нашей Армии.
Дети: 23 февраля.
Воспитатель: - Кто служит в армии?
Дети: - Моряки, солдаты, танкисты, парашютисты, летчики.
Воспитатель: - Зачем нашей стране нужна армия?
Дети: - Защищать Россию, Родину.
Воспитатель: - Вспомните, кому мы приготовили в подарок красивую открытку?
Дети: - Папам и дедушкам.
Воспитатель: - Ваши папы рассказывали вам, кем они служили в армии?
Дети: - Солдатом, танкистом, ракетчиком, летчиком.
Воспитатель: Вы рассматривали вместе с ними армейские альбомы с фотографиями?
Дети: Да
2. Открытие нового знания.
Воспитатель: - Издавна на Руси сложилась традиция – проводы в армию. Служили раньше очень долго, солдат приходил со службы и часто не заставал в живых своих родных, терял своих друзей. Поэтому перед тем как уйти служить, будущий солдат всю ночь прощался со своими близкими и друзьями, а утром все шли его провожать на долгую службу. Эта традиция сохранилась и сейчас. Когда юноши вырастают, они идут служить в армию, их провожают родные и друзья, гуляют до утра, а утром все вместе идут на призывной пункт. Там их ждут командиры, которые будут сопровождать будущих солдат в военную часть, где научат военному мастерству.
Воспитатель: - Почему все мужчины должны служить в армии?
Дети: - Быть смелыми, сильными, мужественными и т. д.
Воспитатель: - Наша армия не должна стареть, должна постоянно пополняться молодыми солдатами, быть всегда на страже мира. Юноши приходят после службы возмужавшими, сильными и смелыми. Но некоторые остаются служить, чтобы стать офицером, командиром. Но, чтобы стать грамотным офицером надо закончить военную Академию. Академия – это школа, где учат военному мастерству, учат, как правильно командовать солдатами. Командир в ответе за каждого солдата.
Воспитатель: - В начале занятия мы назвали различные рода войск: танкисты, ракетчики, летчики, моряки и т. д., но есть еще и пехота.
Воспитатель: - Почему так называют – пехотинец?
Дети: - Солдат идет пешком.
Воспитатель: - Я вам прочитаю главу книги Л. Кассиля «Твои защитники» - «Про нашу пехоту». «Пошла в бой наша пехота. Главное войско, без него победы нет. Самолет бросит бомбы – улетит. Танк дорогу проложит и уйдет. А пехота всем завладеет. Каждый дом отобьет, из-под куста врага выгонит, под землей его достанет. В бою смерти не боится. В походе отдыха не просит».
Воспитатель: - Солнце жарит, пыль – идет пехота.
Мороз трещит, снег – идет пехота.
День светлый – идет пехота.
Ночь темная – идет пехота».
(Демонстрирует детям слайд «Пехота»).
Проводится дидактическая игра «Скажи иначе» (подбор синонимов)
Воспитатель: - Игра называется «Скажи иначе». Я буду называть вам слова, а вы послушаете их, подумаете и скажете мне, как можно эти слова по - другому сказать. - Отечество.
Дети: - Родина, Россия.
Воспитатель: - Защитник.
Дети: - Боец, воин, солдат.
Воспитатель: - Защищать Отечество.
Дети: - Охранять, беречь Родину.
Воспитатель: - Храбрый солдат.
Дети: - Смелый, отважный, бесстрашный.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на географическую карту. Одна страна от другой отделена границей. Покажите границу России.
Дети: (Несколько детей с помощью воспитателя проводят указкой вдоль границы России).
Воспитатель: - Граница проходит и по морям, и по горам, и по равнинам и лесам. Кто охраняет границу?
Дети: - Солдаты, военные.
Воспитатель: - Как называют военных, которые охраняют границу?
Дети: - Пограничники.
Воспитатель: (Демонстрирует детям слайд «Пограничники»). - Как вы думаете кто это?
Дети: - Пограничник.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: - Он одет в военную форму. У него бинокль и собака, которая помогает быстро найти след. У пограничника автомат.
Воспитатель: - У всех военных автоматы и форма, но что особенного мы здесь увидели, что мы точно можем сказать, что это пограничник?
Дети: - Столб, пограничный столб.
Воспитатель: (Демонстрирует детям слайд «Граница»). - Да, вдоль всей границы тянутся пограничные столбы. Они раскрашены полосками, а наверху - Герб страны для того, чтобы знать, что это границы нашей Родины. Трудная служба у наших пограничников и опасная. И днем и ночью несет почетную службу пограничник, охраняет и защищает границы России, чтобы мы спокойно спали, ходили в детский сад, в школу. Чтобы никогда враг не переступил нашу границу, чтобы на нашей земле был мир. Наши солдаты несут службу и в воздухе, и на воде, и под водой, и на суше. Каждая военная профессия почетна.
Проводится динамическая пауза (1 раз).
- Чтоб защитниками стать,
Долг солдата выполнять,
Нужно крепким, сильным быть,
С физкультурою дружить!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – тверже шаг.
На парад идут солдаты,
И чеканят дружно шаг.
Дети: Выполняют соответствующие движения.
Проводится дидактическая игра «Что нужно военному?»
Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат: пилотка, бескозырка, шлем, бинокль, автомат, игрушка-собака. Определите, какому роду войск нужны эти предметы?
Дети: - Пилотка – пехоте; бескозырка – морякам; шлем – танкистам; бинокль, автомат и собака – пограничникам.
Воспитатель: - Нашим военным помогает военная техника. Найдите для каждого рода войск нужную технику. (Предлагает детям разделиться на команды).
Дети: (Работают в команде, каждая команда выбирает военную технику и называет род войск).
Воспитатель: - Какие предметы и военную технику необходимо иметь моряку, танкисту, летчику, пограничнику, пехотинцу?
Дети: Пехоте – автоматы и лопатки; танкистам – танки и снаряды; летчикам – самолеты и парашюты; морякам – корабли и пушки; вертолетчикам – вертолеты и парашюты.
Воспитатель: - Какими качествами характера должен обладать военный? Дети: - Быть смелым, сильным, ловким. Дидактическая игра «Посчитай военную технику»
Дети:
1-я команда. Считает танки: 1 танк…5 танков. Всего 5 танков.
2-я команда. Считает самолеты: 1 самолет…5 самолетов. Всего 5 самолетов.
3-я команда. Считает корабли: 1 корабль…5 кораблей. Всего 5 кораблей.
4-я команда. Считает вертолеты: 1 вертолет…5 вертолетов. Всего 5 вертолетов.
4. Итог (НОД):
Воспитатель: - Ребята, о ком мы сегодня беседовали?
Дети: - О военных, пограничниках, пехотинцах, летчиках, моряках, танкистах и т. д.
Воспитатель: - Как мы можем назвать всех этих военных?
Дети: - Защитниками Отечества.
Воспитатель: - Какой праздник мы отмечаем каждый год 23 февраля?
Дети: - День защитников Отечества.
Воспитатель: - Нарисуйте понравившуюся вам военную технику.
Дети: (продуктивная деятельность детей – силуэтное рисование военной техники цветными восковыми карандашами на листах белой бумаги).
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
3. Загадки о военных профессиях: интернет - сайт «Kidsclever.ru».
2. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС; М. : Мозаика – Синтез, 2014 г.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Зима» подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
4. Л. Кассиль «Твои защитники». – М. : «Детская литература»; 1970 г.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
6. Формирование целостной картины мира. Познавательно – информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2016.