Елена Кривошеева
Конспект НОД по финансовой грамотности «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия НОД по финансовой грамотности
Старшая группа
Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет» и его составляющими: зарплата, стипендия, пенсия, детское пособие.
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Дать представления о доходе и расходе семейного бюджета. Развивать у детей экономическую грамотность. Заложить основы планирования семейного бюджета.
Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.
Научить, самостоятельно изготавливать атрибуты к игре (кошелёк способом оригами)
Оборудование: Портрет семьи, кошелёк, 10 монет на каждого ребёнка, карта – схема для распределения бюджета, бумага формата А – 4 для изготовления кошелька.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, о чем мы сегодня будем говорить
- Я кладу их не в платок,
- Я кладу их в кошелёк.
Дети: Деньги
Воспитатель: Правильно, речь сегодня пойдёт о деньгах. Как называются деньги у нас в стране? (рубли) Какие бывают деньги? (монеты и купюры)
Давайте сейчас рассмотрим, какими бумажными купюрами мы пользуемся сейчас, а какие были раньше.
Дети рассматривают выставку купюр.
Звучит музыка, появляется Буратино
Буратино: Здравствуйте ребята, у меня есть деньги - 5 монет, и я бегу в страну «Дураков». Там я зарою свои деньги в землю, буду поливать и тогда у меня вырастет дерево, а вместо листьев будут висеть монеты!
Воспитатель: Ребята, а разве деньги на деревьях растут?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а откуда берутся деньги в вашей семье?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно мама и папа ходят на работу и за свой труд получают зарплату. Бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились и государство за их прошлый труд выплачивает деньги – пенсию.
У кого в семье есть старший брат или сестра? После окончания школы они учатся в училище, техникуме, институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги – стипендию.
А ещё наше государство выплачивает пособие на содержание маленьких детей.
Рассказывая воспитатель опускает монеты в кошелёк, кошелёк постепенно заполняется и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.
Воспитатель: В кошелёк мы сложили деньги, которые получают все члены семьи: зарплату, пенсию, стипендию, детское пособие. Вот так складывается доход семьи или семейный бюджет.
Воспитатель: А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье?
Ответы детей
Буратино называет много ненужных вещей. Воспитатель обращается к детям с вопросом, прав ли Буратино?
Воспитатель: Есть вещи без которых человек не может обойтись – жильё, пища, одежда. Есть вещи которые облегчают жизнь человека и служат ему длительное время, например холодильник. А вот мороженое очень быстро съедается, т. е. служит человеку короткое время
Буратино: Не правда я могу долго – долго есть мороженое.
Дети объясняют Буратино, что он не прав.
Физминутка
1.2.3.4.5 – шагаем на месте
Будем деньги мы считать – сжимаем и разжимаем пальцы рук
Один и два оплатим дом – отгибаем мизинец и безымянный
Дом в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить – отгибаем средний палец
На четвёртую монетку купим есть и купим пить – отгибаем указательный палец
Ну а пятую пока – шевелим большим пальцем
Спрячем в щёлке кошелька – спрятать большой палец в кулак.
Воспитатель: Я приготовила для вас карточки – схемы, на что можно потратить семейный бюджет. Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом. Разложите монеты так, как вы считаете нужным. Подумайте о самых важных и необходимых тратах. На что уходит много денег? А что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого?
Детям раздаются карточки, в которых схематично обозначены расходы: оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, секции, одежда, развлечения, игрушки, сладости.
Воспитатель: Объясните, почему именно так.
Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия.
Воспитатель: Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам купить игрушки, сладости, съездить в отпуск.
Рассматриваем схему по экономии (выключаем свет, воду, даём вторую жизнь вещам, сравниваем цены в магазинах, ходим пешком, делаем своими руками)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
А сейчас я предлагаю вам сделать из бумаги кошелёк для игры
Дети делают кошелёк в технике оригами.
Даже у коллег тянулись руки рассмотреть купюры!