Ирина Заколичнева
Конспект занятия по формированию представлений дошкольников о культуре и быте мордвы «Мордовская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство.
Публикация «Конспект занятия по формированию представлений дошкольников о культуре и быте мордвы „Мордовская изба“» размещена в разделах
Оборудование: аудиозапись мордовской мелодии, платок для игры, палочка; экспонаты мордовского музея (печь, кочерга, ухват, чугунок, стол, лавки, зыбка, деревянные ложки, миски, полотенца с вышивкой, кузовок из лыка, лапти, прялка, веретено).
Ход занятия.
Приветствие. (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Край мордовский – родина моя!
Край мордовский – дружная семья!
Здесь живут как друг и брат,
А при встрече говорят «Шумбрат»!
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Дети: -Шумбрат, Светлана Михайловна!
(дети садятся на стульчики)
Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем детском саду. Но перед тем, как идти туда, давайте вспомним правила поведения в музее:
1. Предметы, находящиеся в музее, старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.
2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем случае не озоровать, не толкаться и не кричать.
Дети с воспитателем заходят в избу.
Как я уже говорила на прошлом занятии, давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.
Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)
Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужна была печь в избе? (фото 1,2) (Ответы детей)
Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».
Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок (фото 3) Послушайте и отгадайте загадки.
Воспитатель задает загадки:
1. Железный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
2. В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (чугунок)
3. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.
(фото 4) Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.
Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. (фото 5) Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все- от мала до велика- резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. (фото 6, 7) Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Мордовская подвижная игра «В круги» (эрз. «Кругсо»)
Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок,
И скорей в кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись.
Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
Правильно, на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления (можно загадать сначала загадку) – веретена.
Загадка:
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено).
Потом из готовых шерстяных ниток девочки, их мамы и бабушки вышивали красивые узоры на одежде. А про это я вам расскажу на следующем занятии, когда отправимся путешествовать в удивительный мир мордовской вышивки.
Итог занятия :
- Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего детского сада «Мордовская изба».
- Вам понравилось? (Ответ детей).
- Что нового вы узнали? (Ответ детей).