elena
Конспект занятия «Неречевые звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формирование понятия «звук», умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).
Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.
Формирование слухового внимания и восприятия, правильного речевого дыхания.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Неречевые звуки“» размещена в разделах
Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики (мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия, модуляции голоса.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слышать и слушать, грамотно отвечать на вопросы.
Оборудование: коробка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; наглядное пособие «РОТ-ЖИРАФ – домик звуков».
Организация
1. Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона. Развитие слухового восприятия. ]
Логопед встречает детей в группе, задаёт дежурные вопросы. В руках у него коробка - сюрпризный момент.
Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты». Они попросили отгадать, какие предметы лежат в коробках – но отгадать только по звуку. Готовы!
Дети садятся на свои места. Закрывают глаза, отгадывают предметы.
Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.
Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно, они издают разные звуки.
2. Введение в тему, знакомство с неречевыми звуками. [Формирование слухового внимания, понятия «звук».]
Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент или бытовой предмет звучал. А чем мы слушаем?
Ответы детей. Ушами.
Логопед: Уши – это важный орган нашего тела. Его надо беречь.
Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда?
Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.
Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии?
Можно ли класть в уши мелкие предметы?
Можно ли простужать уши?
Чтобы не заболеть, надо закрывать уши в холодную погоду?
Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух?
Ответы детей.
Логопед: Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы.
Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?»
Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или какие-либо предметы.
Послушайте внимательно.
Капала в кухне из крана вода – Кап-кап-кап.
В стойле коровы мычали – М-м-муууу.
Пароход плывёт – Лллл. И т. п.
Логопед: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые.
Дети прослушивают звуки различных инструментов.
Говорить умеет ТОЛЬКО человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки?
Ответы детей. Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.
3. Знакомство с органами артикуляции.
Работа с индивидуальными зеркалами.
Логопед: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери (губы).
Рядом с дверями – Белые звери (зубы).
Красные двери это что? А что такое белые звери?
Ответы детей. Это губы и зубы.
Логопед: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь? Правильно, язык.
Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
4. Знакомство с дыхательной гимнастикой.
Логопед: Для правильного произношения звуков важно не только разминать язык гимнастикой, но и уметь правильно дышать.
5. Окончание занятия. [Рефлексия. ]
Логопед организует беседу, предлагает детям вспомнить, с чем работали на занятии.