Елена Сергеевна Ч
Конспект занятия «Наш дом Южный урал»
▼ Скачать
«Наш дом – Южный Урал»
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о родной стране, уметь находить её на карте. Закрепить знания детей о природных условиях Южного Урала, о национальностях, проживающих на Урале. Познакомить с историей возникновения Города Челябинска. Формировать уважительное отношение к государственным символам-гербам, закрепить названия крупных городов и рек, воспитывать любовь в Родине и Родному Краю. Гражданско-патриотические чувства.
Публикация «Конспект занятия „Наш дом Южный урал“» размещена в разделах
Словарная работа: Башкиры, татары, украинцы,, Карского моря, Каспийского моря, Уральский хребет.
Оборудование и материалы: Мальберт-2 шт, карта России, карта Челябинской области, иллюстрации с изображением людей в различных национальных костюмах, фотографии старого и современного города Челябинска, изображения гербов Челябинска и Челябинской области.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает подойти детей к карте России:
На карте мира не найдешь
Тот дом в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы на ней всегда найдём
Свою страну – наш общий дом!
Восп: Ребята, а как называется страна в которой мы живём? (ответы детей)
Да, действительно, Россия! Посмотрите на карту, Какая она огромная: здесь есть моря и реки (дети показывают моря и реки на карте России). А какой самый главный город нашей страны-столицы России (Ответы детей) правильно- Москва. Покажите ее на карте (Дети показывают) В нашей стране есть замечательный край, где мы с вами живём. Как он называется (ответы детей).
Восп: Верно, Южный Урал.
На Урале самоцветы
Самоцветен весь Урал
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал.
Восп: У нас на Урале проживают люди разной национальности. Давайте вспомним их.
Дети: Русские, башкиры, татары, украинцы, казахи, армяне. Молодцы.
Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации и фотографии с изображением народностей в национальных костюмах.
А ещё Урал называют каменной страной. Почему? (ответы детей)
Восп: Верно, на Урале много гор.
Люди относятся к Уралу уважительно.
Дети: Называют его «Седой Урал», «Урал – батюшка».
Восп: А само слово «Урал» в переводе с башкирского, означает «Пояс». Урал – это значит пояс. Поэтому Уральские горы называют каменным поясом.
Послушайте легенду:
Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нём свои богатства. Пояс был огромным.
Однажды великан уронил его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере, до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. (Находим и рассматриваем на карте России Уральские горы)
Восп: Кто сможет показать на карте, где находиться Южный Урал? (дети показывают). А как называется область, в которой мы живём? (ответы детей). Верно, Челябинская (Находим область на карте России, рассматриваем карту Челябинской области)
В стародавние времена земли, на котором стоит Челябинск, принадлежали славному и гордому народу –башкирам. Четыреста лет назад на эту земли нападали, грабили чужие народы. Отправили башкиры послов к царю русскому и попросили принять башкирскую землю в Россию. Царь прислал войско, помог врагов одолеть. А потом велел построить крепость вокруг, так появилась крепость –Челябинская. Крепость сначала была маленькая, а потом вокруг крепости стал расти поселок, который превратился в большой город- Челябинск. В Челябинске все дороги пересекались. По дорогам через Челябинск купцы товары везли из дальних стран – из Китая, Монголии, Средней Азии и Индии. В Челябинске товары встречали и дальше по всей России отправляли. Вот каким город Челябинск оказался: он и земли российской защитник, и торговле главный помощник. Поэтому быстро вырос Челябинск в большой город и стал главным городом окрестных земель. Давайте рассмотрим фотографии старого города Челябинска (рассматриваем план крепости, сравниваем фотографии старого и нового города)
Ребята, посмотрите на фотографию площади старого Челябинска, где народ не только торгует, но и развлекается на аттракционах. Давайте и мы с вами немного поиграем в любимую игру детворы
Русская подвижная игра «Дедушка Мазай»
Цель: Развитие быстроты мышления, бега с увертыванием.
Правила: Выбирают Деда Мазая, остальные договариваются, какие движения будут показывать :
Здравствуй, дедушка Мазай!
Из коробки вылезай.
Где мы были, мы не скажем,
А что делали - покажем.
Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, Мазай их ловит. Кого поймал -тот Мазай.