Короткова Татьяна Васильевна
Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия на тему «Народное творчество Донского края»
Возраст детей: старшая группа
Цель деятельности: Создание социальной ситуации для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором Донского края. Воспитывать любовь к родному краю, отношения к своей малой Родине.
Задачи:
1. Обучающие.
Публикация «Конспект занятия „Народное творчество Донского края“, Старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- Расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем народном творчестве;
- Дать почувствовать детям мудрость казачьих сказок-легенд, добрый юмор, задор частушек, шуток;
- Закреплять знания о понятии «устное народное творчество».
2. Развивающие.
- Развивать познавательный интерес к фольклору Донского края;
- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями; курень, атаман, гусарики, ручник, и т. д.
- Создать ситуации, направленные на развитие речемыслительной деятельности в процессе диалогового взаимодействия, решения проблемных ситуаций, высказывания в форме рассуждения, умение делать вывод (умозаключение);
3. Воспитательные.
Создать ситуацию, способствующую:
- освоению умения осуществлять игровые действия в соответствие с ролевой позицией, умение планировать игровой сюжет и обыгрывать его вместе.
- формированию умения договариваться, уступать друг другу, доводить начатое до конца; воспитание ценностного отношения к труду взрослых.
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Ход НОД
Организационный этап (4 минуты)
Введение в ситуацию.
Задача1: мотивировать детей на включение в коммуникативную деятельность, используя аудио и проблемный вопрос.
Побуждать детей вступать в диалог, используя речь-рассуждение; умение делать вывод (умозаключение).
Воспитатель: Добрый день, ребята! Это детский сад? Старшая группа? Хорошо! Меня просили передать вот эту шкатулку из музея. Она такая красивая! Вам нравится?
В. Давайте попробуем открыть? Достают свёрнутый листочек и читают стих. Слышна казачья песня фоном.
На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли.
Где жили наши деды, где совершали подвиги они.
Здесь дышится намного легче и свободней,
Любимый ты наш край Донской!
Казачий край, ты край раздольный!
Гордимся мы твоей судьбой!
Что значит для казака – Донской край?
Почему называется Донской край?
Почему говорят Донской край - казачий край?
Ребята, а кто такие казаки?
Какими чертами характера они обладают?
А вы считаете себя казаками?
Какая черта характера у тебя подтверждает, что ты казак?
Воспитатель предлагает переодеться в костюмы казаков. Рассматривают костюмы, называют гусарики, чирики, нагайка…
Исполняется танец «Казаки»
После танца дети с воспитателем садятся кругом. Дети надевают костюмы, исполняют танец.
Основная часть - 15 минут
Задачи2. Актуализировать имеющиеся представления у детей о сказках, пословицах, поговорках, загадках, песнях.
Побуждать детей самостоятельно принимать участие в дискуссии, в прочтении стихов о Донском крае.
В. -Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей шкатулке? Находим книгу.
В. - Ребята, а как вы думаете, когда не было книг, как передавались пословицы, поговорки, загадки, песни? Д. - Из уст в уста.
В. - Через что пытались передать? Через стихи, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни.
- Что пытался в них отобразить народ?
Д. Они отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее.
Воспитатель предлагает почитать детям стихи по желанию о Донском крае. Достаём из шкатулки иллюстрации, на которых изображены лошади.
Рассказ воспитателя, что значит конь для казака - первый друг, товарищ. Просит детей рассказать о пословицах.
В. достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?
Дети рассказывают пословицы:
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Дидактическая игра «Дополни слово».
Игровое правило:
Задание. Из шкатулки ребенок достаёт грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословиц, но нет конца. Дети называют слова.
Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).
Казак с конем (когда) - …. и ночью, и днем.
Казачьи песни слушать – что… (мед) ложкой кушать.
Казак без атамана…кто? (сирота).
Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).
Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком). Там, где дети затрудняются, воспитатель помогает. Дети отвечают на вопросы.
Как передавалось раньше устное народное творчество?
Что в них пытался отобразить народ?
Задача 3: обогатить словарь особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.
Рассказ воспитателя о том, что у казаков был свой язык свой говор, который придавал особый колорит их речи. На Дону казаки игривые, а казачки говорливые. На стенде находятся картинки, обозначающие различные предметы. Дети берут картинку и вспоминают забытые слова. Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, плетка-нагайка, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка, овраг-ерик, сетка для ловли рыбы-бредень. …
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»
Дети слушают и смотрят, сидя на ковре, вступают в обсуждение по ходу рассматривания иллюстраций.
Задача 4. Умение детей слушать. Вызывать желание участвовать в диалоге. Умение логически мыслить. Понимать значимость изучаемого материала. Чувствовать себя частью своей Родины.
В. открывает шкатулку, достает холщовый мешочек. Ребята, послушайте внимательно! Звучит старинная легенда : «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце… Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.
В. Ребята, как вы думаете, о чем эта легенда?
Что казаку напомнил запах чабреца? Чтоб ответить правильно на вопрос, мы должны собрать это слово из букв. Воспитатель достает буквы из холщевого мешочка. Дети собирают слово: «Родина».
В: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.
Дети исполняют танец «Казаки».
Дети слушают, вступают в диалог.
III. Заключительный этап (2 минуты]
Вы молодцы очень много знаете про свой родной Донской край.
Что же вы расскажите своим друзьям?
Вы хотите ещё больше узнать о своей Родине?
Какие места вы бы хотели посетить нашего края? Ответы детей.
В. - Да, чуть было не забыла про шкатулку! В ней работники музея просили на память вам передать камешки, которые собрали на берегу Цимлянского моря. И очень просили раскрасить их по своему желанию и оставить на память о своей Родине.
Дети благодарят за подарки.