Ольга Девяткина
Конспект занятия «Наблюдения за погодными явлениями на метеоплощадке» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за погодными явлениями на метеоплощадке
с детьми подготовительной группы
Подготовила :
воспитатель первой квалификационной категории
Девяткина Ольга Евгеньевна
Школа 2083 ДОП «Сказка»
ГБОУ
2020 г.
Публикация «Конспект занятия „Наблюдения за погодными явлениями на метеоплощадке“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Наблюдение за погодными явлениями на метеоплощадке с детьми подготовительной группы
Цель: Углубление знаний детей о погодных явлениях и окружающем мире, совершенствование умений пользоваться приборами на метеоплощадке.
Задачи:
• познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом,
• закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении,
• закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра,
• учить детей определять направление ветра по окружающим предметам,
• продолжать учить отмечать погоду в календаре природы,
• развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление,
• расширять кругозор детей,
• воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы.
Оборудование и материалы: метеоплощадка, вертушка, ветряной рукав, календарь погоды, мольберт, воздушный змей.
Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года.
Ход наблюдения:
Мотивационно-ориентировочный этап
Дети выходят на улицу и видят воздушный шар с изображением героя мультфильма «Фиксики». Он запутался в ветках деревьев. Воспитатель достает шарик и отвязывает конверт.
- Хотите узнать, что тут написано?
- Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)
«Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Я решил попробовать запустить его сегодня, но никак не могу определиться с погодой. Ребята помогите мне, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Буду с нетерпением ждать от вас ответа. Подпись: Дим Димыч».
- Ну что, ребята, поможем нашему герою? (ответ детей)
- А как мы можем помочь Дим Димычу? Где мы можем узнать, какая сегодня погода? (На метеоплощадке)
- Отлично! Дети подходят к метеоплощадке, встают в круг, приветствуя друг друга:
- Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам…
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро» скажем все вместе
«Доброе утро» - маме и папе,
Доброе утро останется с нами.
- Вот мы с вами и на месте. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)
- А кто составляет прогноз погоды? Как называют таких людей? (Метеорологами)
Давайте проговорим слово: «Метеоролог».
Результаты Воспитатель: Метеорологи стараются узнать особенности погоды : есть ли ветер, в какую сторону он дует, какова температура, есть ли облачность. И в этом метеорологам помогают специальные приборы. По всей нашей стране работают метеостанции. Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, которые мы видим и слышим с экрана телевизора.
наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (ответы детей и демонстрация карточек).
Это очень ответственная работа. Прогноз погоды важно знать людям разных профессий: морякам, летчикам, хлеборобам и простым людям…
Чтобы помочь нашему герою, нам предстоит стать метеорологами.
- Вот сейчас проверим, готовы ли вы ими стать? Отгадайте загадки:
Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты. (Дождь)
Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже
Тем дождик ближе. (Облака)
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (Солнце)
- Молодцы, ребята! Все отгадали.
А как можно назвать все эти слова-отгадки? (это - природные явления). А какие природные явления вы еще знаете? (Ответы детей). Природные явления приносят пользу или вред человеку? Давайте об этом поразмышляем.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо и плохо».
(Размещаю на полотне пиктограммы «хорошо» и «плохо», поочерёдно выставляю под ними условные обозначения погодных явлений и предлагаю детям рассказать, в каком случае то или иное погодное явление – это хорошо, а какое – плохо).
Дети: Солнце, хорошо, можно играть. Тепло, хорошо, можно ходить в лёгкой одежде. Солнце даёт свет. Благодаря солнцу, растёт всё живое. На солнце можно загорать.
Плохо: на солнце можно обгореть. Если смотреть на яркое солнце, можно испортить зрение. На солнцепёке очень жарко, можно получить солнечный удар. Это плохо.
Облака – это хорошо. Они защищают от слишком яркого солнца, дают тень, облака приносят дождь.
Плохо: облака закрывают солнце и небо становится пасмурным, у людей портиться настроение.
Дождь – хорошо. После дождя растут грибы, распускается зелень. Приятно слушать музыку дождя.
Плохо: дождь – это плохо. После дождя остаются лужи, грязь, бывает холодно. Если попасть под дождь, то можно заболеть.
Воспитатель: Расскажите, какая погода вам больше всего нравится?
Ответы детей.
Дети отвечают.
Воспитатель: видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. Итак мы выяснили что метеорологи для обозначения погоды пользуются специальными знаками. Они должны понимать что означает каждый знак. Давайте и мы поупражняемся в этом.
Воспитатель: Составьте словосочетания, используя условные обозначения различных явлений погоды.
Выставить на полотне карточки с условными значками.
Дети составляют словосочетания:
погода – солнечная, утро – туманное, вечер – дождливый, небо – облачное, день ветреный и т. д.
- Ну вот, вы и готовы стать метеорологами.
- Вспомните, пожалуйста, какая должна быть погода, чтобы запустить воздушного змея?
- Верно, погода должна быть ветреной и без осадков.
- Скажите, а как можно определить пасмурную погоду? (посмотреть на небо, если там тучи и солнца не видно, значит погода пасмурная).
Скажите, а как можно определить ясную погоду? (посмотреть на небо, если там нет туч или облаков, светит солнышко, значит погода ясная)
- Хорошо. Тогда скажите, какая сегодня погода? (ясная, хорошая или облачная, но без осадков) Воспитатель показывает карточку с изображением соответствующего погодного явления.
- Почему вы так решили? (ответы детей)
Ребята, мы с вами говорили о том, как узнать облачно или ясно на улице, а как же узнать ветрено ли на улице? (посмотреть на деревья, если ветки колышутся и дерево гнется, значит, на улице есть ветер. Почувствовать на своем лице дуновение ветра)
- Правильно ребята! А сегодня я хочу научить вас еще одному способу, как можно определить ветреную погоду. Для этого нам понадобятся специальные приборы, которые находятся на метеоплощадке.
- Посмотрите, на устройство, которое называется флюгер. Давайте все вместе скажем это слово и запомним его (дети повторяют за воспитателем)
- Ребята, если лопасти на вертушке крутятся, это значит на улице ветер, и чем сильнее ветер, тем быстрее они вертятся.
- Понаблюдайте за ней и скажите, какой сейчас ветер? (ответы детей)
- Как вы это поняли? (флюгер сильно крутится) Воспитатель показывает карточку с изображением соответствующего погодного явления.
- А еще здесь находится прибор, который называют «ветряной рукав» или «ловушка ветра» (показываю на прибор).
- На что он похож? (ответы детей)
- Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей)
- Верно, ребята, он тоже указывает, есть ли на улице ветер.
- Наши друзья наверно уже заждались от нас ответа.
- Теперь давайте напишем ответ, но я предлагаю вам написать необычное письмо, а составить его с помощью карточек. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных карточек, как мы это делаем в календаре природы в группе, и отправим такое письмо Дим Димычу.
- Давайте подойдем к столу и выберем карточки, обозначающие соответствующую погоду на сегодня (дети подходят к столу и выбирают из коробки карточки, обозначающие погоду дня, и помещают их в конверт).
Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, перед тем как опустить карточку в конверт:
- Что означает эта карточка?
- А эта?
- Подходит погода сегодня для запуска змея? - Наше письмо готово, осталось только его отправить. Давайте отпустим наш шарик с конвертом для Дим Димыча (дети вместе с воспитателем отпускают воздушный шарик).
Рефлексивно-оценочный этап
- Вы сегодня первый раз составили прогноз погоды. Если вам понравилось быть метеорологами, то у меня для вас есть эмблемы (дети подходят к воспитателю и выбирают для себя эмблему и объясняют, почему им понравилось быть метеоролагами).
А еще для вас есть сюрприз. Посмотрите, что это такое? (достаю воздушного змея). Давайте мы продолжим с вами прогулку, и
попробуем запустить воздушного змея в небо.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1079665-1600871738.jpg[/IMG]