Зукау Елена
Конспект занятия на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Уточнить и расширить представления детей о зиме.
• Закрепить знания детей о зимующих птицах из жизни животных в зимний период.
• Воспитывать бережное отношение к животным.
Интеграция образовательных областей:
• Коммуникация – активизировать словарь детей, развивать связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос.
• Социализация – воспитывать интерес и любовь к родному краю, развивать чувство эмпатии к сверстникам тактильного восприятия, способствовать созданию положительного, эмоционального и доброжелательного климата в группе.
Публикация «Конспект занятия на тему „Зима“» размещена в разделах
• Безопасность – закреплять правила поведения в зимний период на улице.
Материалы:
• Мольберты.
• Демонстрационный и раздаточный материал для дидактических игр «Накорми птиц», «Накорми диких животных».
• Наборное полотно.
• Изображения «смайликов», фишки разных цветов.
• Красочная шкатулка, мелкие снежинки.
• Листы бумаги, гуашь, кисти, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на шорох в углу, оказывается, там прячется обезьянка. Педагог представляет ее детям и рассказывает о том, что обезьянка очень замерзла и не может понять почему, так как не знает что такое зима.
- Ребята, откуда приехала к нам обезьянка?
- А в Африке бывает зима?
- Дети, а мы с вами в какой стране живем?
- А как называется наш город?
- Какая река протекает недалеко от нас?
- Да, верно - «Волга», поэтому наши места называются красивым словом Поволжье. Нас окружает великолепная природа, мы могли все показать обезьянке. Но у нас есть проблема, обезьянка не переносит мороза. Как же мы можем объяснить ей, что такое зима? Откуда мы можем взять информацию о зиме? (Радио, телевидение, компьютер, книги, картины и т. д.)
Воспитатель и дети выбирают более приемлемый в данной обстановке способ знакомства с зимой – рассказы детей.
- Ребята, давайте на миг закроем глазки и представим что мы в зимнем лесу.
- Оглянитесь вокруг, что делает природа зимой?
- Да, она отдыхает под снежным покрывалом.
- А какие дикие животные живут в наших волжских лесах?
- А как звери приспособились к зиме?
- Да верно, некоторые спят, другие поменяли шубку на более теплую. Чем же питаются животные в заснеженном лесу?
- Ребята, а почему так мало птичьих голосов?
- Правильно, не все птицы остались зимовать.
- Верно, некоторые улетели в теплые края.
Дети называют зимующих птиц, и чем они питаются зимой.
- А какие птицы прилетают к нам зимой?
- Конечно - это снегири.
Воспитатель предлагает угостить птиц и зверей, выкладывает из корзинки картинки, дети выбирают, кто что ест и помещают картинки около животного на мольберте. А также угощают птиц, которые «прилетели» к кормушке, расположенной на мольберте. Воспитатель и дети проверяют, верно ли разложены картинки с угощениями.
- Ребята обезьянка спрашивает у меня, а можно ли купаться в нашей реке зимой?
- Конечно, нет. Что с нашей рекой случилось?
- Да, она покрылась льдом.
- Что-то холодно в зимнем лесу, как в пословице говорится «Мороз не велик, да стоять не велит», что это означает?
- Да, если будем стоять, то замерзнем.
- Давайте согреемся, поиграем в снежки. Ух, а снег то холодный. Давайте потрем ручки, щечки, носик. А сколько снега у нас на одежде, отряхивайтесь скорее, и друг друга отряхните, и мне помогите отряхнуться. А теперь, нам пора возвращаться в группу. Закроем на миг глазки, вот мы и в группе. Давайте присядем на ковер и отдохнем (садятся на ковер по-турецки).
- Ребята понравилось вам путешествие?
- Многим писателям, поэтам и художникам тоже очень нравилась зима. Поэтому создано много произведений и написано много картин о зиме. Вот и Ульяна мне вчера рассказала стихотворение о зиме, попросим ее рассказать нам сейчас это стихотворение:
«Ой, ты зимушка – краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела
нас кататься позвала».
- Вслушайтесь ребята, как ласково поэт называет зиму «зимушка -краса». Давайте и мы с вами скажем доброе слово о зиме.
Ребенок говорит в ладошку слово о зиме, описывая ее, затем «кладет» словечко в шкатулку и передает ее следующему ребенку.
Воспитатель тоже «кладет» свое слово в шкатулку и незаметно подкладывает снежинки в нее и закрывает. Все замечают, что в шкатулке, до этого пустой, что-то звучит. Воспитатель открывает ее вновь, и все видят, что слова «превратились» в прекрасные снежинки.
- Ребята, так бывает всегда, добрые слова превращаются во что-то прекрасное, а злые в тяжелые камни, от которых людям становится очень больно. Я надеюсь, что мы с вами будем говорить всегда только добрые слова, а злые слова мы забудем.
Дети встают с ковра.
- Ребята, обезьянка хочет что-то мне на ушко сказать. Она никак не поймет, зима – это все-таки хорошо или плохо. Давайте, ей объясним, что зимой бывает хорошо, а что плохо. У меня есть два «смайлика», один веселый, другой грустный.
Воспитатель ставит на наборное полотно изображения грустного и веселого «смайликов». Дети называют, что зимой хорошо, выставляя оранжевые фишки к веселому «смайлику», затем – что зимой плохо, выставляя коричневые фишки к грустному «смайлику». Затем считают фишки.
- Посмотрите ребята, коричневых фишек намного меньше, чем оранжевых. Давайте мы с вами придумаем полезные, чтобы плохого в зиме стало еще меньше (посыпать скользкие дорожки песком; одеваться теплее и пить витамины, чтобы не заболеть и т. д.).
- Ну, что же ребята как вам кажется, объяснили мы обезьянке, что такое зима?
- И все-таки, зима- это хорошо или плохо?
- Кончено, это очень хорошо! Ведь каждое время года по-своему прекрасно. Теперь обезьянка все поняла, но ей очень долго добираться домой, и она может что-то из услышанного забыть. Как мы ей можем в этом помочь?
- Да, верно, можно ей нарисовать рисунки, она их посмотрит и все вспомнит. Проходите к столам и нарисуйте обезьянке на память свои рисунки.