Загидуллина Зиля
«Лес как экологическая система». Конспект занятия для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие
Тема занятия: «Лес, как экологическая система»
Возрастная группа: средняя
Цель занятия: Закрепление понятия «экологическая система».
Задачи занятия:
Образовательная: Закрепить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.
Закреплять представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.
Способствовать умению соблюдать правила поведения в лесу
Публикация «„Лес как экологическая система“, Конспект занятия для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающая: Развивать представление о разнообразии растительного и животного мира.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
Дополнительные задачи: Беседа на тему «Зимний лес»
Планируемый результат занятия: Смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе увиденного и сделанного.
Подготовительная работа: Подготовка оборудования, составление плана работы
Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор. «Этажи леса», раздаточный материал «Цепи питания», дидактическое пособие «Этажи леса и их обитатели»
Ход занятия:
1. Организационно – мотивационный этап. Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети садятся за столы, отвечают на вопросы, внимательно слушают.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме - Садимся за столы и послушайте загадку:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
-А теперь закройте глаза и представьте себе чудесное солнечное утро. Вы слышите, как поют птицы, как журчит вода в лесном ручейке. Ярко светит солнце. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас, в лицо еле заметно дует ласковый ветерок. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом.
Воспитатель:
- Скажите, что такое лес?
Дети отгадывают загадку
2.2. Этап ознакомления с материалом Ознакомление детей с окружающем миром. Воспитатель: ребята посмотрите на картину
Лес – это многоэтажный зеленый дом для животных, растений и птиц. У него, как и у дома есть этажи. Эти этажи называют ярусами леса. Растения в лесу растут в несколько ярусов и считают эти ярусы сверху вниз.
- Деревья образуют верхний ярус. Какие деревья вы знаете?
- Если в лесу растет береза, клен, рябина, какой это лес?
- А если сосна, ели?
- А если и сосна, и береза, и дуб?
Воспитатель:
Следующий средний ярус, как вы думаете, что образует второй ярус?
- Чем кусты отличаются от деревьев? Какие кусты вы знаете?
Цветы и травы образуют третий ярус.
Какие травы и цветы вы знаете?
- Мох, лишайники и грибы, образуют нижний ярус, для их роста не надо много света.
И каждый вид растения образует свой ярус.
Воспитатель:
Обратите внимание на слайд. Давайте разберем новое, незнакомое вам слово.
Подлесок. Как вы думаете, что это?
Подлесок- это кустарники и мелкие деревья, не достигающие своими кронами уровня основного лесного массива.
Воспитатель:
А теперь нам пора немного отдохнуть
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом.
Вот – деревья, вот – кусты.
Вот – душистые цветы!
Окружает все забор
За забором – чистый двор.
Словесный, беседа, вопросы; Наглядный пример; Физкультминутка.
Показ способов изображения - однонаправленные движения Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы. У детей хорошее визуальное восприятие материала, который дал воспитатель.
2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями и способами решения проблемы. Воспитатель:
- А теперь садимся за столы.
- Посмотрите, чего или кого не хватает в нашем лесу.
Как люди в многоэтажном доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Расположение квартиры каждого зависит от того, чем питается и где находится укрытие. В одних сухо, в других сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо.
Игра «Заселим жильцов в свои дома»
Есть у каждого своего дома,
Нам тепло, уютно в нем,
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.
Воспитатель:
-Как вы думаете, кто заселяет верхний ярус? Верхний ярус лесного дома заселяют насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев
- Вместе с ними соседствуют маленькие зверьки. Какие?
Второй ярус – заселен более крупными животными, которые питаются листьями и ветками кустарников, корой деревьев. Это? Косули, кабаны, лоси, зайцы
(это травоядные животные).
А еще, какие животные заселяют второй ярус? Как вы думаете?
- В траве, на первом ярусе живут: грызуны. А еще, как вы думаете?
-Молодцы! Правильно!
Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. Там же можно увидеть улиток, пауков, клещей, жуков. На насекомых охотятся змеи и ящерицы.
Воспитатель:
А сейчас обратите внимание, перед вами на столе лежат карточки, посмотрите и составьте правильную цепочку питания.
Дети внимательно слушают, участвуют в игре. Дети активно отвечают на вопросы,
знают где находятся этажи леса
3. Заключительный этап Анализ деятельности детей, показать результат всего занятия, выявить затруднения в решении проблемы, обобщить деятельность детей по достижению цели. Воспитатель:
Вы молодцы, очень хорошо поработали. А сейчас мы поиграем в игру «Можно — нельзя»
Ломать деревья и ветки.
Сажать больше деревьев.
Ходить и топтать на лугах цветы.
Ходить только по тропинкам.
Рвать цветы.
Любоваться ими.
Оставлять после себя мусор в лесу.
Собрать мусор в яму и закопать.
Разжигать костры в лесу.
Любоваться красотой природы.
В лесу шуметь.
Отдыхать на пне.
Слушать звуки леса.
Воспитатель:
- Молодцы!
Воспитатель:
Ребята, что вам больше всего запомнилось на нашем занятии?
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Хорошо поработали!
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Спасибо.
Групповая форма: собираю все рисунки вместе для просмотра в коллективе. Дети вспоминают ход занятия, отвечают на поставленные вопросы воспитателем, размышляют, делают выводы, высказывают свое мнение. Все дети справились с сегодняшним занятием; У детей хорошее воображение и мыслительный процесс. Все дети знают как обращаться с природой.