Инна Погребная
Конспект занятия «Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему :«Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе.
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.
Темочки:
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Подготовительная группа
- Темочки
• Создать условия для творчества детей по мотивам дымковских игрушек.
• Формировать умение работать с тестом.
• Развивать умение расписывать готовый изделие, сочетая оформление однородных по цвету частей, с узором в стиле дымковской росписи. Предварительная работа:
• -рассматривание дымковских игрушек
• -беседы о народных промыслах
• -декоративное рисование
• соленое тесто: 150 гр воды + 1 ст. л. обойного простого клея смешать, дать клею хорошенько раствориться.
• 200 гр муки + 200 гр тонкой соли + 2 ст. л. (с верхом) картофельного крахмала смешать отдельно
• 1 ст. л. раст. масла ввести в разведенный клей и перемешать, после это начинать вводить муко-солевую смесь постепенно, вымешивая сначала ложкой, а потом руками. Материал:
• -барыня из соленого теста
• - слайды, кроссворд, плакат с изображением узоров, цветное солёное тесто.
• -Дымковские игрушки
• -влажные салфетки, кисточки, клей, мука, доски
• -схемы этапов выполнения работы
Ход занятия:
- Я очень рада приветствовать вас в нашей мастерской, где благодаря вашим стараниям, появляются на свет неповторимые изделия, глядя на которые хочется восклицать:
"Глазам - радость, душе - отрада!"
- У вас хорошее настроение?
- Вы настроены на работу? Тогда начнём.
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами и народными умельцами.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Когда-то очень давно (более 500 лет назад, на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода - Дымково. Воспитатель : -Как вы думаете, почему поселению дали такое название?
1-й ребенок (Саша Ч) :
У дороги ели спят в инее седом
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
вьется голубой дымок
Словно в дымке все кругом,
голубые дали
2-й ребенок (Катя И.) :
И село родное люди
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Ребенок : -По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное поэтому и назвали слободу Дымково, а игрушку Дымковской.
Воспитатель: -Послушайте, пожалуйста, историю возникновения дымковской игрушки. Чем знаменито Дымково?
3-й ребенок (Никита) :
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Воспитатель :А вы знаете как ласково и нежно называют жители слободы свою игрушку? (Её называют "дымка")
4 ребенок (Женя) :
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные,
Белоснежны, как берё зки: кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.
5 ребенок (Андрей) :Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.
Воспитатель: -Что делали с игрушками после обжига?
6 ребенок (Ева) :-После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки.
Воспитатель: -Какие цвета выбирали для раскрашивания игрушек?
Ева : Цвета выбирали самые разнообразные: малиновые, красные, синие, зелёные, оранжевые, жёлтые и даже золотые. Это, пожалуй самая нарядная игрушка!
Воспитатель:-Что означает каждый цвет?
Дети: Зеленый –символ природы; красный красоты и здоровья, желтый –символ огня; голубой –символ неба; белый –доброты и правды; черный –горя и зла.
Воспитатель:-Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души. 7 ребенок (Ира) :
От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет.
Воспитатель: -Посмотрите на неё. С чем можно сравнить по цвету дымковскую игрушку? (с радугой).
- Посмотрите на разнообразие узоров (вывешиваю плакат). Круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки. Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
- Попробуйте назвать, что означают эти узоры.
Круги - солнце
Волнистые линии - вода
Маленькие круги - семена
Полосочки - ростки
Клетка - засеянное поле.
- Молодцы! А сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в игру, в которую играли ваши прабабушки и прадедушки, но игра популярна и сейчас. Это "ручеёк".
- Отдохнули? А теперь, чтобы узнать, что мы сегодня будем лепить, попробуйте отгадать небольшой кроссворд.
1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
2. Назовите материал, из которого в старину делали дымковские игрушки (глина).
3. С чем можно сравнить роспись дымковской игрушки по цвету? (с радугой).
4. Как называется слобода, где делают эти игрушки? (Дымково).
5. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
как корона у царя (индюк).
6. На берегу какой реки располагалась слобода Дымково? (Вятка).
Слово-отгадка: барыня.
- Молодцы! Это барыня. (Показ фигурки барыни).
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
- Ребята, посмотрите на доску, (вывешиваю разные изображения барынь). Какие разные барыни : и с коромыслом, и в нарядных одеждах, и с ребёнком на руках.
Алина :Давным-давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест.
Воспитатель: -Сегодня на занятии мы с вами, как настоящие народные умельцы слепим кокошник и украсим барыню. Только лепить мы будем не из глины, а из солёного теста.
- Кто расскажет рецепт приготовления солёного теста?
Денис Б :(2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли и 1 неполный стакан воды, всё хорошо замесить.)
- Что нам нужно для лепки? (стеки, кисти, скалочки, вода).
-Перед вами заготовки наших барынь! Ваша задача их украсить. Делаем кокошник или шляпку, вырезая из кусочка раскатанного теста, смачиваем голову водой, приклеиваем кокошник. Делаем оборочку на юбке: катаем колбаску, затем скалочкой раскатываем её и смочив низ у юбки водой, приклеиваем оборочку, создавая складки.
- В руки нашей барыни мы сделаем маленького младенца (по желанию).
- Ну вот, все барыни готовы! Потрудились вы на славу! Молодцы!
- А сейчас, чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в такую игру "Передай другому". Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки - должен ответить на вопрос.
Вопросы к игре:
1. С какой игрушкой мы сегодня познакомились? (с Дымковской).
2. На какой реке находиться слобода Дымково? (Вятка).
3. С чем можно сравнить цвета игрушки? (с радугой).
4. Материал, из которого изготавливают игрушки? (глина).
5. Что делают мастера, чтоб игрушка была прочной? (обжигают).
6. Как ласково называют дымковскую игрушку? ("дымка").
7. Перечисли главные элементы геометрического узора, которыми расписаны игрушки. (кружочки, полосочки, точечки, волнистые линии и др.).
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Я смело могу сказать, что сегодня все без исключения работали с хорошем настроением, именно поэтому у вас получились такие красивые барыни. Я думаю, что роль народных мастеров - умельцев вам сегодня удалась!
- Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо. Занятие закончено.