елена шумова
Эмоции. Конспект занятия «Интонация: сомневаемся, восхищаемся, удивляемся»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать работу над развитием эмоциональной сферы ребёнка, над особенностями внешнего проявления эмоциональных состояний (мимика, жесты, выражение эмоций в интонации, тембре, ритме голоса.) Продолжать учить правильно логически и интонационно реагировать на то, что говорит собеседник.
Ход занятия:
Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами беседовали о том, как приятно общаться с тем человеком, который говорит чисто, правильно, легко находит нужные слова, прекрасно рассказывает, чья речь выразительна.
А что же это такое – выразительная речь? Выразительной можно назвать ту речь, которая выражает наше эмоциональное состояние. Если нам весело, то и голос у нас весёлый, «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, эмоционально, привлекая внимание слушателей.
Голос человека, то, как он звучит, может помочь нам узнать больше, чем его слова.
Давайте попробуем сказать одну и ту же скороговорку с разной интонацией:
Цыплёнок с курицей
Пьют чай на улице.
С удивлением: слыханное ли дело –
Цыплёнок с курицей
Пьют чай на улице.
С восхищением: вот здорово!
Цыплёнок с курицей
Пьют чай на улице.
С безразличием: подумаешь, невидаль какая:
Цыплёнок с курицей
Пьют чай на улице.
Заметили, как меняется наш голос, как менялась интонация, с которой мы произносили одну и ту же скороговорку: то удивлённо, то восхищённо, а то и вовсе безразлично.
- А что ещё изменилось в нашем облике?
- Верно, вместе с интонацией изменилась мимика, менялись жесты. Значит, если мы, разговаривая или рассказывая что-то, будем грамотно пользоваться интонацией, помогать себе мимикой, наша речь станет выразительной и нас интересно будет слушать.
- А сейчас давайте поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но отвечать так, чтобы я вам поверила. Для этого вы должны подобрать нужную интонацию, помочь себе мимикой и жестами.
Реплика - вопрос-сомнение: Скворцы и синицы
Весёлые птицы?
Ответная реплика – утверждение: Скворцы и синицы
Весёлые птицы.
Реплика – вопрос – сомнение: У маленькой Сани
Сани едут сами?
Ответная реплика – утверждение: У маленькой Сани
Сани едут сами.
Реплика – вопрос – сомнение: Саше дали кашу
А Клаше простоквашу?
Ответная реплика – утверждение: Саше дали кашу
А Клаше простоквашу.
- Молодцы, решили все мои сомнения. Ваши слова и интонация, т. е. то, как вы произносили эти слова, были согласованны, поэтому и ваша речь была убедительна.
А вот если слова и интонация не согласованны, то у человека, к которому обращаются, могут сразу возникнуть сомнения.
Послушайте и скажите, верите ли вы, что:
- Это очень хорошая новость (выражение лица грустное, руки и плечи опущены.)
- Я твой самый лучший друг. (выражение лица злое.)
- Какой замечательный подарок! (радостное выражение лица.)
- Давайте подумаем, что было бы, если бы все люди говорили одинаковой интонацией.
Верно, было бы не интересно слушать друг друга, речь стала бы скучной и было бы просто непонятно, в каком настроении находится собеседник. А ведь мы можем быть весёлыми, грустными, можем вежливо попросить, иногда, случается и грубим, сердимся.
Давайте сейчас произнесём одну и ту же потешку, но с разной интонацией.
- Восхищаясь, огорчаясь:
Зайчик, ты зайчик-
Коротенькие ножки,
Сафьяновы сапожки.
- Восхищаясь, удивляясь:
Наша доченька в дому
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду.
- Радость, прося:
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги – реки.
- Вежливо попроси:
Сорока – белобока,
Научи меня летать
Ни высоко, не далёко,
Что бы солнышко видать.
Киска, киска,
На дорожку не садись!
Киска, брысь!
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.
Теперь я уверена, что вы интересные собеседники, ведь ваша речь так выразительна. И слушать вас – одно удовольствие, ведь очень важно, что и как мы говорим.