Елена Жилинская
Конспект занятия «Художественная керамика из села Хайта» подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Тополёк»
с. Новожилкино Усольского района
На тему «Художественная керамика из села Хайта»
подготовительная к школе группа
Выполнила воспитатель:
Жилинская Елена Викторовна
Апрель 2022г.
Публикация «Конспект занятия „Художественная керамика из села Хайта“ подготовительная к школе группа» размещена в разделах
Цель: познакомить с художественной керамикой из села Хайта.
Задачи:
Обучающие: - научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения. Научить создавать эскизы предстоящего узора для кувшина.
Развивающие: - развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую.
- Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Иркутской области.
Воспитательные: - воспитывать любовь к Родному краю.
Предварительная работа: рисование элементов узоров хайтинской росписи, изготовление из папье-маше силуэтов кувшинов, просмотр презентации «Хайтинский фарфор», отгадывание загадок.
Методы и приё мы: наглядные: рассматривание материала для изготовления кувшина; практические: изготовление кувшина, подвижная словесные: вопросы, ответы.
Материалы и оборудование: ноутбук, видео ролик «Иркутск», образцы хайтинского фарфора с росписью; образцы фарфоровой посуды – кувшинов.
Демонстрационный материал: глина, песок.
Раздаточный материал: кувшины, изготовленные из «папье-маше»; белая гуашь; кисть; шаблон кувшина, клеенки.
I. Организационно – мотивационный этап.
Звоню в колокольчик, дети собираются около меня.
-Ребята я предлагаю вам отправится в путешествие по родному краю.
-Скажите, в какой стране мы живем?
- А как называется столица России?
-В какой области мы живем?
-Как называется столица нашей области?
(В России, город Москва, в Иркутской области, город Иркутск (показ ролика Иркутск).
-Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Сегодня наш разговор пойдет о народных ремеслах Иркутской области. Ребята, а какими народными ремеслами славится наша область?
- Наша область славится резьбой по дереву, обработкой бересты, ручной художественной вышивкой, лоскутным шитьем, народной тряпичной куклой, бисероплетением, тестопластикой и, конечно же, художественной керамикой.
II. Основной этап.
История Хайты : Есть в нашем краю интересное старинное село под названием Хайта, это село знаменито тем, что изготавливали красивую фарфоровую посуду.
Завод был основан в 1869 году в местечке при впадении речки Хайтинки в реку Белую в Усольском районе. Его основали двое местных крестьян Даниил и Филипп Переваловы. Тогда же и появился в Иркутской области поселок Мишелевка у старинного села Хайта. Завод сначала размещался в небольшой посудной мастерской, которая потом была переоборудована в целую фабрику.
- Ребята, кто угадает, что лежит у меня на столе, под этой красивой салфеточкой?
-Здесь у меня полезные ископаемые.
-Кто знает, что такое полезные ископаемые?
-Это то, что добывается из недр нашей земли (ископаемое – копать, а слово полезное - пользу приносит для человека). Сейчас я подниму салфеточку, и вы сразу узнаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Усольском районе.
-Что это?
(глина, песок).
-Правильно, глина и песок.
-Сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка.
«Привезли мы глину с дальнего бугра».
Привезли мы глину с дальнего бугра.
(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)
Ну-ка за работу чудо мастера!
(руки на пояс, наклоны влево – вправо)
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,
(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)
Высушу, узором я его украшу.
(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)
Кринки и кувшины, плошки и чашки
(показываем ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)
В жаркой печке обретут яркие рубашки.
(показать руками «рубашки», руки на пояс).
- Ребята, а какие предметы делали на хайтинском заводе?
(Посуду).
-Правильно. Но не только посуду, а еще и чернильницы, карандашницы, каминные часы, пасхальные яйца, керосиновые лампы и даже самовары.
-А какие предметы быта изготавливали в Хайте?
(Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок).
-Ребята, какие элементы лежат в основе хайтинской фарфоровой росписи?
-Вообще на посуде отражали красоту сибирской природы. На тарелках, чашках и кувшинах расцветали сибирские жарки и пионы, заплетались в виньетки полевые цветы.
-В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий (на доске образцы росписи).
- Ребята при росписи кувшина, как расписываем горловину?
(Горловину украсим прямыми линиями и полосками).
-А как распишем центральную часть кувшина?
- Смотрите, композиция узора этой части кувшина строится из одного, двух крупных элементов (изображение волнистой линии и точками) и заполнение остальной части более мелкими деталями (завитки, спирали, мелкие листочки, штрихи).
(Рассматривается кувшин).
-Перед тем как приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Пошли пальчики гулять (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)
Третьи пальчики бегом (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком (Медленные движения безымянных пальцев по столу.)
Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал (Стук кулаками по поверхности стола.)
Практическая часть.
(Под музыку раздаются детям заранее изготовленные кувшины из папье-маше).
-Ребята, предлагаю вам проявить мастерство и украсить кувшины росписью по образцу.
(Используется индивидуальный подход, оказывается помощь каждому ребенку).
III.Заключительный этап. Рефлексия.
Выставка, анализ работ.
-Ребята, что нового вы узнали на занятии?
-Чем славилось село Хайта?
-Что производили на Хайтинском заводе?
-Мы все сегодня хорошо постарались, мы молодцы! Мы опять готовы к новым знаниям и завтра изучим еще один.