Евгения Брагина
Конспект занятия «Государственные символы города Новокузнецка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• формировать элементарные представления детей о символике своего города, ее значении, развивать познавательный интерес к истории города,
• обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя,
• развивать мышление,
• воспитывать патриотизм, любовь к своему городу.
Публикация «Конспект занятия „Государственные символы города Новокузнецка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новокузнецк. Мой город
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Темочки
Словарная работа: новокузнечане, россияне, символы, герб. миролюбивый народ, эмблема.
Материалы и оборудование: флаг и герб города Новокузнецка, разрезные картинки, карта Кемеровской области, изображения гербов разных городов. Ход занятия :
Воспитатель читает стихотворение «Мать Земля» (Я. Абидов).
Скажи мне, как правильно Землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!»
Земля – наша милая, добрая мать!
Ты ласковей будешь звучать и вернее.
Ведь все, что мы любим,
Все создано ею –
И горы, и реки,
И лес, и цветы,
И осень, и лето,
И дождик, и ты…
Беседа по вопросам:
- Скажите, где мы с вами живем? (в России, в городе Новокузнецке, в Кемеровской области).
- Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в ней, как называют?
- А как называется город, в котором мы живем? А людей, живущих в нем как называют?
- Наша Родина большая и красивая страна. Наш город тоже большой и красивый. Каждый житель нашего города любит его. А вы за что любите свой город?
Воспитатель: Лучше нашей Родины нет ничего на свете. Спросите об этом у журавля, который пролетает над Землей.
Ребенок читает стихотворение «Лучше нет родного края» (П. Воронько).
Жура – Жура- журавель,
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая Земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края?
Беседа по вопросам:
- Что же является нашей Родиной?
- Как называется наша страна?
- А что мы с вами можем назвать нашей малой Родиной (город Новокузнецк).
- А как вы считаете много ли городов в России? Давайте посмотрим на нашей карте.
- А как вы думаете, как можно отличить один город от другого?
- Также как и разные страны. Для этого люди придумали отличительные знаки, символы для каждой страны, а также для каждого города в этой стране.
- Посмотрите, что у меня в руках?
- Чей это флаг?
- Правильно, это флаг нашего города. Давайте его рассмотрим.
- Люди придавали большое значение цветам флага. Сколько на нашем флаге цветов? Что означает белый цвет флага? (девственность края, чистоту совести, мир)
- А что означает зеленый цвет флага? (надежду, изобилие, свободу)
Разделяющая их черная полоска - угольные запасы Сибири.
Физминутка: «Я по городу иду».
Воспитатель: По цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если белый цвет означает чистоту совести, мир, то какие люди живут в Новокузнецке?
- миролюбивые, честные, справедливые.
- А по зеленому цвету сами определите, какие люди живут в нашем городе?
- Дети помимо флага у нашего города есть и свой герб.
Рассмотрите пожалуйста вот эти значки. (гербы разных городов). Что на них изображено, что вы видите?
- Посмотрите, форма этих значков почти одинаковая. Кто знает, как называются эти значки? Это не простые значки, а гербы разных городов. А кто знает, что такое герб?
- Герб – это знак. Послушайте, как возникли гербы.
- Раньше на нашей Земле было очень много воинов. Они одевались в металлические кольчуги, на голове металлические шлемы, потому что оружие у них – копья, мечи. Такую металлическую одежду трудно было проколоть копьем. Так были одеты русские воины.
- А в других странах воины, их еще называли рыцарями, назывались по-другому. У них тоже были металлические шлемы, а вместо кольчуги – латы. Шлемы тоже были другие: они полностью закрывали лицо, оставалась только маленькая щелка для глаз. Рыцари часто проводили турниры. Во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники, потому что одежда была одинаковая. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы узнавать своих, - султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах знаки. Придумывали разные рисунки. Так они стали различать во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называется гербом.
- Потом гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, и города, и страны. На гербе старались изобразить, что-то важное для города, страны. Давайте еще раз посмотрим на те гербы, что я принесла.
- Если на гербе изображена рыба, что это могло означать? Конечно, это обозначало, что народ в этой стране или городе занимается рыболовством.
- Все гербы имеют форму щита. Щит мог быть круглым, овальным, или квадратным с закругленными углами.
- Сейчас все города и страны имеют свой герб.
- А вот герб нашего города Новокузнецка. Давайте его рассмотрим и попробуем догадаться, что же хотели сказать нам русские люди.
- Что изображено на нашем гербе?
- Герб представляет собой пересеченный (разделенный горизонтально) зеленый и золотой геральдический щит, воспроизводящий форму и цвета исторического герба уездного города Кузнецка.
В верхней зеленой части щита изображен серебряный с золотыми гривой, хвостом, копытами и языком конь (напоминающий о былой принадлежности города к Томской губернии, скачущий по золотой стеннозубчатой, мурованной оконечности (символизирующей городскую стену в знак образования современного города Новокузнецка) и сопровожденный вверху в углах серебряными с золотыми сердцевинами и чашелистиками розами (напоминающими о первоначальном названии новообразованного города — Сад-город, что в совокупности означает гипотетическую эмблему Сад-города.
В нижней золотой части щита изображен червленый обращенно бегущий (в левую геральдическую сторону) волк, воспроизводящий историческую эмблему города Кузнецка, официально употреблявшуюся на его печатях до Высочайшего пожалования городу герба в 1804 году.
Цвет волка воспроизводит цвет сургучных печатей.
Поверх всего помещен золотой щиток с изображением в нем стоящей на зеленой земле червленой кузницы “с принадлежащими к ней орудиями”.
Города раньше не было, а были хорошо укрепленные крепости. Эти крепости от набегов охраняли отряды казаков. А куда казаку без шашки и коня. Пока казак на коне он свободен. Поэтому конь является еще и символом свободы.
- С давних пор на территории Кемеровской области живут томские татары, шорцы, телеуты. Эти народы сохранили свои обычаи и культуру. Русские назвали шорцев «Кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие. В полях у них можно было встретить кузнецы, где можно было подковать коня, заказать себе меч или шашку. От них и пошло название – Кузнецкая земля.
Щит был на гербе увенчан золотой муниципальной короной о пяти стенных зубцах, означающей статус Новокузнецка как городского округа.
- Вот так много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.
- А, сейчас, дети я вам предлагаю поиграть в игру «Собери картинку». Детям предлагаются разрезные картинки разных цветов. Из них им нужно собрать флаг и герб нашего города.
- Вот и подошло наше занятие к концу. Что нового вы для себя узнали на занятии?
Что вам больше всего запомнилось?
Почему?