Ирина Габолаева
Конспект занятия на тему «Доброта и милосердие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у обучающихся потребность в милосердии, сострадании, желании прийти на помощь; воспитывать уважение к окружающим людям.
Задачи:
– помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие»;
– воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие, взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
– обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Публикация «Конспект занятия на тему „Доброта и милосердие“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группах.
Ход занятия
1. Организационный момент
Звучит песня "Улыбка".
- Какие хорошие слова в этой песне – «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется».
Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.
Давайте и мы с вами улыбнёмся и начнём наш классный час.
2. Введение в тему
- Послушайте одну притчу английского писателя и мыслителя Сэмюэля Джонсона.
«Притча о милосердии»
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?
Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:
— Да, я могу изменить очень много. для этой звезды!
Беседа
- Что делал мальчик на берегу моря?
- Что может изменить мальчик для звезды?
- Как можно назвать данный поступок мальчика? (хороший, добрый поступок – совершил добро; проявил сострадание).
- Синоним к слову сострадание – милосердие.
- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? (о милосердии и доброте)
- Сегодня мы с вами должны понять: что такое милосердие и нужно ли оно в наше время?
3. Работа с понятием
– Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие? (доброта, сострадание).
– Синонимы к слову «милосердие», т. е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность.
- Давайте посмотрим, как в толковом словаре дается толкование слов доброта и милосердие.
- От какого слова образовалось слово доброта? (добро)
Слайд 2
ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу: добрый поступок.
Слайд 3
Заглянем в толковый словарь Ожегова.
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
В толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова
МИЛОСЕРДИЕ-готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Слайд 4
Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».
Оно таит в себе два корня «мил», «серд».
- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил». (Милый)
- Кто милый? (Ребенок, мама, котенок, цветок)
- Значит, «милый» - это приятный?
- С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласковой)
Мы с нежность говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил». (Милость)
- Что думаете о значении этого слова?
- Назовите близкие по смыслу слова? (Помощь, дать денег).
«МИЛОСТЬ» - это любовь, жалость
Если мы любим человека, мы его жалеем. Мы готовы простить ему все, любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость.
Отсюда слово «ПОМИЛОВАТЬ» – простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого и простить-то трудно.
Итак, родственные слова - милый, милость, помиловать.
Слайд 5
Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».
Слово «сердце». Вот оно, какое наше сердце.
Частенько приходится слышать «Сердце болит, душа болит».
- Когда мы так говорим? (Когда нам обидно. Когда обидели. Когда за кого-то переживаем.)
- Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение «Сделай милость»?
- Как вы думаете, когда так говорят? (Конечно, когда просят о чем-нибудь).
А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами «Сделай милость»?
- Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить.
А давайте попробуем?
4. Физкультминутка. (дети выполняют движения)
-Сделайте милость, встаньте!
-Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня!»
-Сделайте милость, улыбнитесь друг другу!
- Сделайте милость, садитесь!
5. Продолжение работы по теме.
Слайд 6-10
–Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
Слайд 11
Давайте познакомимся с некоторыми Заповеди милосердия
• Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.
• Никогда не бойся понять и простить.
• Никогда не бойся просить прощения.
Слайд 12
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
6. Рефлексия
Ребята, как вы поняли, что же такое милосердие? МИЛОСЕРДИЕ –
сердце
милует, любит, жалеет
Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие».
(Дети в парах обсуждают цвет «милосердия».)
Объясните выбор цвета.
(Ответы детей)
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношения людей друг к другу».
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра»
«Милосердие - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру».
7. Заключительный этап.
– Как вы думаете, с чем можно сравнить милосердие, доброту?
В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце.
- Из слов выберите только те, которые относятся к добрым людям и наклейте их как лучики на солнце.
(Аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, чуткий, отзывчивый, внимательный).
Дети наклеивают лучики на солнце
- Итак, какого человека мы назовем добрым и милосердным?
– Я хочу подарить частичку своего сердца (раздаю сердечки).
– Как вы думаете, нужно ли милосердие в наше время? Если да, то поднимите вверх свои подарки.
Недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела»
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.