наталья цуканова
Конспект занятия «Деревья нашего парка: ель и сосна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия на тему: «Деревья нашего парка: ель и сосна:
Цель: познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах.
• Задачи:
• 1. Образовательные:
• - закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях
• хвойных деревьев.
• - формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и
• различия.
• 2. Развивающие:
• - развивать у детей мышление при отгадывании загадок.
• - развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности
• передавая их характерные особенности.
• -развивать умение путём логического мышления находить ответы.
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
• 3. Воспитывающие:
• - воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
I.Вступительная часть
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
К нам сегодня пришло загадочное, таинственное письмо
«Здравствуйте ребята! Пишет вам зеленая, пушистая красавица! К нам в лес приходили дети. Они долго любовались, смотрели на меня и одни говорили, что я сосна. Другие называли меня елью. Теперь я не знаю, кто я? Я совсем запуталась, помогите мне и скажите кто я?»
Педагог: Ребята поможем разобраться зеленой красавице? А чтобы помочь колючей красавице нам нужно отправиться в лес и сравнить, определить, рассмотреть, понаблюдать. И определить, где сосна, а где ель. Готовы?
Но для начала вспомним дети, чего нельзя делать в лесу (нельзя-можно)
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
В лесу шуметь. (нельзя).
Педагог:
Мы три раза хлопнули
И три раза топнули,
Глаза закрыли,
Глаза открыли
И очутились в весеннем лесу
II.Основная часть
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.
***
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке.
(Сосна).
Педагог. Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются? Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти два дерева.
Эти два дерева очень похожи друг на друга. Чем они похожи?
Предполагаемый ответ детей: у них есть иголочки.
Воспитатель: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся
холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки -
иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоёй называют. (хвойные).
Я принесла веточки хвойных деревьев. Осторожно сорвала нижние веточки
на дереве. Погибнут теперь деревья? Нет, это не повредит им, потому что
корни и ствол не повреждены. Но без надобности, конечно, нельзя рвать
ветки.
Посмотрите на вашем столе лежат эти веточки. Посмотрите на них.
Рассматривание веток ели и сосны.
А теперь, возьмите в руки и потрогайте их хвоинки. Какие они?
Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.
Одинаковы ли они по размерам?
Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие – короткие.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву?
(Ответы детей.)
Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели?
Дети: Еловая.
Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки. Внимательно рассмотрите её
хвоинки. Посмотрите, хвоинки у неё колючие?. Растут на ветках по одной друг за другом.
Воспитатель: Давайте познакомимся с другим деревом.
Воспитатель выставляет картинку сосны. Как называется это дерево?
Дети: Сосна.
Воспитатель показывает ветку с сосны.
Вот ветка с сосны, если с сосны, то она какая?
Дети: Сосновая.
Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они
отличаются от еловых хвоинок?
Дети: Они длиннее еловых хвоинок.
Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт
вместе у сосны?
Дети: По две.
Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут?
Дети: Ёлкой, хвоёй.
Вам нравится этот запах?
(Ответы детей.)
Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды.
А что растёт на хвойных деревьях?
Дети: Шишки.
Рассматривание шишек с хвойных деревьев.
Воспитатель: У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Отличаются ли они друг от друга?. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них какая? Продолговатая – это шишка ели, другая округлая – сосны.
1. Эксперимент. Воспитатель: сейчас мы проведем эксперимент с семенами.
Между чешуек шишек созревают семена.
Они тоже перед вами. Возьмите их в руку и подуйте. Что произошло?
(Ответы детей.)
Они полетели. А на что они похожи?
(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т. п.)
Вот так их от дерева- мамы разносит ветер. Они падают на землю, и
вырастает из них маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она чтобы
стать могучим деревом.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру
Игра «С чьей ветки детки?» (деление на команды)
Воспитатель: Перед вами лежат веточки хвойных деревьев и шишки. Надо к каждой ветке положить соответствующую шишку. Назвать с какого дерева шишки. Итак, ребята, лес, в котором растут только ели, называется?
(еловый); лес, в котором растут только сосны, называется? (сосновый).
Сосновые и еловые леса, называют? (хвойными)
Физминутка
Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки - ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху)
Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что ель и сосна приносят пользу!
Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.
Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.
Сосна и ель - зелёная аптека. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем.
В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов.
Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.
Делают детские игрушки.
Музыкальные инструменты.
Делают бумагу, карандаши, подстилку для животных. Дерево – это топливо.
III. Заключительная часть
Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.
Игра “Доскажи словечко”
• Лес, в котором растут сосны, называется. (сосновый бор)
• Лес, в котором растут ели, называется. (еловый)
• Семена у ели и сосны находятся в. (шишках)
• Лесные богатства надо. (беречь, охранять)
Педагог. Наше занятие подошло к концу и нам пора отпавляться назад в детский сад:
Мы три раза хлопнули
И три раза топнули,
Глаза закрыли,
Глаза открыли
И очутились в детском саду.
Сегодня вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам по шишке. Наш детский сад похож на большую шишку, в которой находится много маленьких семян, так же, как в нашем саду много вас, ребят. Когда семена упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже, когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.