Анна Пахомова
Конспект занятия «Безопасность на железной дороге»
Конспект занятия по железнодорожной безопасности.
Цели: 1. Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге.
2. Развивать память, мышление, умение логически правильно излагать свои мысли, умение действовать по инструкции, внимание.
Публикация «Конспект занятия „Безопасность на железной дороге“» размещена в разделах
- Безопасность на железной дороге
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности.
Материалы: иллюстрации с изображением платформы, шлагбаума, переезда, стрелочного перевода, кепка и жилет машиниста, листы белой бумаги, карандаши, краски.
Ход ЗАНЯТИЯ
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о правильном поведении на железной дороге. Ведь железная дорога –это зона повышенной опасности. Кто–нибудь из вас ездил на поезде, электричке? Как вы думаете, какие опасности могут поджидать человека во время ожидания поезда, либо непосредственно в самом поезде? (выслушать варианты ответов детей).
Действительно, опасность на железной дороге может подстерегать повсюду, поэтому каждому из нас необходимо знать правила безопасности на железнодорожных путях. Нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или для сокращения времени. Как вы думаете, а где можно переходить или переезжать жд пути?
Правильно, осуществлять проезд или переход можно только в специально отведенных для этого местах. Одним из таких мест является переезд ( показ иллюстрации: переезд, шлагбаум; рассматриваем иллюстрации, что на них изображено, составляем алгоритм перехода или проезда через железнодорожные пути : при пересечении жд переезда остановитесь, внимательно посмотрите на сигналы, убедитесь, что не видите приближающегося поезда и только потом продолжайте движение; если сигналы показывают приближение поезда, необходимо остановиться и подождать, пока поезд не уйдет.)
На вокзале, чтобы перейти с одной платформы на другую, можно воспользоваться подземным переходом, тоннелем, либо настилом для пешеходов. В любом случае необходимо быть предельно внимательным и осторожным!
Сейчас давайте рассмотрим несколько ситуаций. Вы слушайте внимательно и ответьте на вопрос, правильно ли действовали персонажи ситуаций, и как поступили бы вы?
СИТУАЦИЯ №1 Иван Петрович торопился в кассу, купить билет на электричку. В это время прибыл поезд и перекрыл Ивану Петровичу переход через пути. «Эх, - подумал Иван Петрович, - сейчас быстренько под вагоном перелезу!» И полез под вагон…
( ни в коем случае нельзя подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки: показ иллюстрации «Автосцепка»)
СИТУАЦИЯ №2 Игорь шел со школы. Он побыстрее хотел прийти домой и решил срезать путь: «Пойду по рельсам, так быстрее!» Посмотрел – поезда нет и спокойно пошел, а чтоб не скучно было одел наушники, включил музыку по громче…
(движения по жд путям запрещены даже при отсутствии на них подвижных составов; при переходе через железнодорожные пути человек должен быть предельно внимательным, ни в коем случае нельзя надевать наушники, рассматривать картинки в телефоне, играть в приставку)
СИТУАЦИЯ №3 Света ехала на велосипеде от бабушки домой. Ее путь лежал через жд переезд. Света видела, как машины останавливаются перед переездом. «Но я ведь на велосипеде, - подумала Света, - я быстро проеду, зачем мне останавливаться?» И поехала…
(при пересечении переезда нужно остановиться, убедиться, что пути свободны и только потом продолжать движение)
- Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Поезд». (выбирается машинист, он ведет поезд, остальные дети – вагоны. Ребята встают друг за другом, положив руки на плечи. Ведущий: Машинист должен быть очень внимательным и точно следовать по маршруту, который я проложу.
Игра проводится 2-3 раза, каждый раз выбирается новый машинист и прокладывается новый маршрут)
- Ребята, возвращайтесь на свои места, продолжаем занятие. Посмотрите на следующую иллюстрацию (показываю иллюстрацию «Платформа. В ожидании поезда») Как вы думаете, а какие могут быть требования безопасности при ожидании поезда? (если дети затрудняются ответить, задаю наводящие вопросы: Можно ли устраивать подвижные игры на перроне? Можно ли подходить к краю платформы? Можно ли бежать к подъезжающему поезду)
Итак, формулируем требования безопасности при ожидании поезда :
-не отходить далеко от взрослых;
-не устраивать подвижных игр;
- не бежать по платформе рядом с вагоном движущегося поезда;
-не пересекать ограждающую белую линию.
Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим, кто из вас был самым внимательным сегодня. Я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к сегодняшнему занятию, где было бы изображено то, как НЕЛЬЗЯ себя вести, находясь рядом с жд путями. Разделимся на группы по два человека, у каждой группы должна получиться своя картинка.
После рисования, дети рассказывают по своей иллюстрации, какие правила жд безопасности были нарушены.
Итог: Соблюдая эти простые правила безопасности, вы убережете и себя и окружающих от беды. Всегда вблизи железной дороги будьте внимательны и осторожны!
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «По рельсам мчится поезд…»
Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте.
Задачи:
Воспитательная: Содействовать развитию чувства коллективизма, взаимопомощи, умения работать в группе.
Образовательные: Расширить знания детей о железнодорожном транспорте, истории развития железнодорожного транспорта. Дать знания о правилах пользования железнодорожным транспортом. Познакомить детей со знаками, сопутствующих железной дороге.
Развивающие: Закрепить знания детей о видах транспорта, о том, кто управляет этим транспортом.
Материал для занятия : костюм машиниста (фуражка, рубашка со значком)Аудиозапись «Песенка паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашково»; иллюстрации с изображением поезда современного и паровоза довоенных лет; дорожные знаки «железнодорожный переезд без шлагбаума», «железнодорожный переезд со шлагбаумом»; дидактические игры
«Подбери колеса вагончикам», «Запрещается-разрешается», «Что лишнее?», игра «Почини железную дорогу», листы бумаги для рисования с нарисованными свечкой картинками (свечкография, гуашь, кисти, салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, экскурсия к железной дороге, чтение художественной литературы (А. Дорохов «Шлагбаум», просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Ход занятия:
Входит воспитатель в форме машиниста поезда.
- Здравствуйте, дети! Вы узнаете меня? Я - машинист поезда. А кому приходилось ездить на поезде? (ответы детей)
А вот сегодня я хотел пригласить вас отправиться в путешествие на поезде,
но тепловоз перед долгой дорогой требует ремонта. Он отправлен в депо. Что такое депо, кто знает? (место, где ремонтируют поезда)
А вот это мой тепловоз- главный вагон поезда, в нем находится оборудование для управления целым поездом (показ иллюстрации).
Тепловоз везет все вагоны и управляет этим тепловозом машинист, то есть я.
У поездов есть своя дорога. Как она называется? (железная дорога). Правильно, по рельсам едут поезда. Посмотрите, каким был раньше
тепловоз (показ иллюстрации).
- И назывался он – паровоз. В обязанности машиниста входит
правильное и точное вождение поезда.
Как вы думаете, без чего не поедет поезд? (машиниста, топлива, колес, пульта управления, тепловоза, рельсов)
Ну, если вы мне поможете в ремонте, то я с удовольствием прокачу вас на поезде. Согласны? Тогда вперед, в депо.
Дети подходят к столу с игрой «Подбери колеса вагончикам».
- Посмотрите, что следует починить на поезде? (колеса)
Правильно подберите по цвету соответствующим вагончикам.
- Предстоит дальняя дорога, и даже на железной дороге, как и на всякой дороге, необходимо знание правил. Вот сейчас я хочу рассказать о них.
А вы мне поможете. Я буду вам напоминать правила поведения
На железной дороге, а вы мне подсказывайте – разрешается это или
не разрешается.
Игра «Запрещается - разрешается»
Дети отвечают на вопросы словами «запрещается» или «разрешается».
1. Переходить через железнодорожные пути по мосту (разрешается)
2. Играть вблизи железной дороги (запрещается)
3. Ходить по железнодорожным путям (запрещается)
4. Входить в вагон и выходить при полной остановке (разрешается)
5. Ездить в поезде без билета (запрещается)
6. При движении поезда открывать двери вагонов (запрещается)
7. Соблюдать правила железной дороги (разрешается)
8. Ездить одному в поездах (запрещается)
- Вот теперь нам можно отправляться в путь. Встанем паровозиком друг за другом. Вагончики крепко сцеплены между собой, так и мы будем крепко держать друг за друга.
Звучит «Песенка паровозика».
Дети строятся паровозиком, проходят по залу кругом.
Воспитатель объявляет станцию:
1 станция «Предупреждающая»
- Дети! Машинисты поездов обязаны знать дорожные правила. Есть дорожные знаки, сопутствующие железной дороге. Вот они (показ знаков «железнодорожный переезд без шлагбаума», «железнодорожный переезд со шлагбаумом»!
- Что изображено здесь? (ответы детей)
1. Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движению
Паровое отопление?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шоферу греться нужно?
Оказалось этот знак
Говорит шоферу так –
«Здесь шлагбаум. Переезд.
Подожди, пройдет экспресс».
(железнодорожный переезд со шлагбаумом)
2. Если знак на переезде:
Паровоз дымок пустил –
Это значит в этом месте
Без шлагбаума пути.
Знак приказывает нам –
Посмотри по сторонам!
(железнодорожный переезд без шлагбаума)
- Эти знаки предупреждают водителей о том, что вблизи находится железная дорога. И относятся они к предупреждающему виду знаков. Давайте еще раз посмотрим на них, постарайтесь запомнить их. Поедем дальше!
Построение паровозиком. Под «Песенку паровозика» проходят небольшое расстояние. Воспитатель объявляет:
2 станция «Игровая»
- Вот на этой станции можно и поиграть!
Звучит голос рупора: «Внимание! Внимание! На третьей линии поломка! Идут ремонтные работы!»
- Ох! Беда! Да, бывает и такое. Видно ваша помощь требуется и здесь.
Игра «Почини железную дорогу».
- Видите, здесь произошла поломка железной дороги, но мы ее быстро починим. Вот это шпалы, на шпалы укладываем рельсы.
На полу разбросаны полоски картона (10Х80 см) серого и (10х50 см) коричневого цвета.
Дети складывают полоски в виде рельсов и шпал.
- Молодцы! И тут управились!
Игра «Что лишнее?»
Дети на картинках из четырех видов транспорта находят один лишний вид.
3 станция «Изобразительная»
Детям предлагаются листы бумаги с изображенными свечкой картинками на тематику железной дороги
(рельсы, вагоны, знаки и др.)
- У меня для вас приготовлены волшебные картинки. Для того чтобы их увидеть, мы немного поработаем. Для этого нужно закрасить их аккуратно красками.
После работы детей, рассматривание рисунков,
что на них изображено.
- Расскажите, что изображено на ваших картинках? (ответы детей) Давайте вспомним, о чем сегодня мы говорили (о железнодорожном транспорте, поезде). Кто управляет поездом? (машинист)
С какими знаками познакомились? («железнодорожный переезд без шлагбаума», «железнодорожный переезд со шлагбаумом»)
- Запомните, дети, и правила поведения на железной дороге! Никогда не подходите близко к железнодорожному полотну, не играйте вблизи железной дороги. И, конечно же, никогда без родителей не садитесь в поезд! Ну, а теперь пора возвращаться!
Дети становятся паровозиком за воспитателем.
4 станция «Конечная»
- Вот и добрались мы до конца нашего дальнего пути. Теперь я уверен, что вы запомнили правила поведения на железной дороге. Мне пора возвращаться, задерживаться мне нельзя. Спасибо вам за приятное путешествие. До свидания дети!