Людмила Соина
Конспект занятия «Н. А. Римский-Корсаков «Моя любимая сказка» к 180 летию со дня рождения композитора
▼ Скачать + Заказать документы
«Николай Андреевич Римский-Корсаков «Моя любимая сказка»
Цель:
• Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с творчеством русских композиторов.
• Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.
• Развивать слуховое внимание и память.
• Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения
• Расширять музыкальные впечатления.
Публикация «Конспект занятия „Н, А, Римский-Корсаков „Моя любимая сказка“ к 180 летию со дня рождения композитора» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Дети входят в зал и занимают свои места.
М. Р. : Добрый день. Сегодня мы с вами поговорим о великом русском композиторе Николае Андреевиче Римском-Корсакове. В этом году у него юбилей – 180 лет со дня рождения. Он родился в 1844 году в Новгородской области. Показываю фото композитора
Николай Андреевич был композитором, дирижером и педагогом. Он учился, а потом преподавал в Петербургской консерватории. Среди его учащихся много талантливых композиторов.
Николай Андреевич много сочинял. Но настоящим рекордсменом он стал в жанре оперы. Им написано 16 опер. Это больше, чем написал любой другой русский композитор.
Особой любовью Николая Андреевича стала сказка. Он очень любил сказочные сюжеты и именно им посвятил многие свои оперы. Среди них «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный».
Наиболее известной его оперой стала опера «Снегурочка». Она же стала любимой оперой композитора. В ней он соединил реальность и сказочность. Действие в опере происходит в сказочной стране берендеев. Дед Мороз и Весна – родители Снегурочки, решают отпустить Снегурочку жить к людям. Она появляется в сказочной стране берендеев на праздник «Проводы масленицы». Всю весну Снегурочка проводит с людьми. Но наступает лето, солнце вступает в свои права и в день Ивана Купалы Снегурочка растаяла. Большую роль в опере композитор отвел древним праздничным обрядам. Одним из таких обрядов стали «Проводы масленицы». В этот день люди собирались на площадях, пели песни, водили хороводы, угощались блинами, катались на лошадях. Главным событием становилось сжигание чучела. Люди верили, что вместе с чучелом сгорит зима, а так же все плохое в их жизни, их болезни, несчастья, беды. Показываю фото «Проводы масленицы».
Давайте послушаем отрывок из оперы «Снегурочка» «Проводы масленицы».
Еще один древний праздник – это Иван Купала. Его праздновали 7 июля. Древние люди считали, что с этого дня лето и солнце полноценно вступают в свои права. В ночь на Ивана Купала девушки плели венки, гадали на женихов. Все водили хороводы вокруг костра и прыгали через него. Считалось, что огонь очищает от всех болезней. Именно в этот праздник в сказке Снегурочка растаяла. Показываю фото «Праздник Ивана Купалы». По Пока
В этот день прославляли Солнце. Давайте послушаем хор «Свет и сила, бог Ярило».
Еще одна сказка, музыку к которой написал Николай Андреевич Римский-Корсаков – это «Сказка о царе Салтане».
Помните, как начинается эта сказка? Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Показываю фото
А что было дальше? (Ответы детей).
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, — говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, — говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна наткала я полотна».
«Кабы я была царица, — третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Царь выбрал третью девицу, она стала царицей и родила богатыря. Но ткачиха с поварихой с сватьей бабой боборихой обманом засмолили царицу с ее сыном в бочку и пустили по морю. Показываю фото.
Но царица с сыном не погибли. Их бочку прибило к острову, и они стали там жить. На этом острове, в царстве Гвидона, было три чуда. А вы знаете, какие? (Ответы детей).
Сейчас мы вместе о них узнаем. Первое чудо – белочка, но не обычная.
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет, да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут. Показываю фото белки.
Давайте послушаем, как в музыке изобразил Белку Н. А. Римский-Корсаков. Слушаем тему Белки.
А следующее чудо?.
В свете есть иное диво: море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые, великаны молодые,
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор. Показываю фото богатырей.
Давайте послушаем, как звучит их тема. Прослушиваем тему богатырей.
А третье чудо – это царевна-лебедь.
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо. Это диво, так уж диво. Показываю фото царевны-лебедя.
Давайте послушаем, как звучит тема царевны-лебедя. Слушаем тему лебедя.
Когда царю Салтану рассказали обо всех этих чудесах, он захотел сам съездить на этот остров и посмотреть на них. А когда он туда приехал, то узнал царице-матери свою жену и что царевич Гвидон – его сын. Они рассказали ему, как оказались на острове. Царь не стал наказывать ткачиху с поварихой и сватьей бабой бабарихой. Сказка закончила счастливо.
Сегодня мы с вами познакомились с двумя сказочными операми Н. А. Римского-Корсакова. А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы меня слушали.
Вопросы:
1. Как называлась первая сказка, о которой мы говорили?
2. Какие древние праздничные обряды показал композитор в опере?
3. Что делали люди на праздник «Проводы масленицы»?
4. А какие традиции были на праздник «Иван Купала»?
5. А как называлась вторая сказка?
6. Какие три чуда были в этой сказке.
Вы молодцы! Сегодня вы узнали много нового и интересного, познакомились с новыми героями. Расскажите дома родителям о том, что вы сегодня узнали. А еще я предлагаю вам нарисовать рисунок к любой из сказок.